|
Герберт Маркузе (Marcuse)(19.07.1898, Берлин — 29.07.1979, Штарнберг) - немецко-американский философ, социолог и социальный психолог. Доктор философии (1922 г.), профессор Колумбийского, Гарвардского, Калифорнийского университетов и университета в Сан-Диего (Калифорния, 1965-1979 гг.). Один из основателей Франкфуртского института социальных исследований. Изучал философию и экономику в Берлинском и Фрайбургском университетах. После завершения учебы занимался различными философскими исследованиями, в том числе по марксистской философии истории. С 1927 г. сотрудничал с Э. Гуссерлем и М. Хайдеггером. В 1932 г. опубликовал работу «Онтология Гегеля и основание теории историчности». Приступил к разработке собственной версии критической теории буржуазного (индустриального) общества. В 1933 г. работал в Институте социальных исследований (Франкфурт), где сотрудничал с Т. Адорно, М. Хоркхаймером и др. В 1933 г. после прихода к власти нацистов эмигрировал в Швейцарию (Женеву), а в 1934 г. - в США. Преподавал в Колумбийском университете (Нью-Йорк) и др. В 1939-1945 гг. работал в информационных органах Управления стратегической разведки США. В 1941 г. опубликовал книгу «Разум и революция. Гегель и становление социальной теории», в которой критиковал нацистскую интерпретацию философии Гегеля. В 1951-1953 гг. работал в Колумбийском и Гарвардском университетах, в т.ч. в «Русском исследовательском центре». В 1955 г. опубликовал книгу «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (в немецком издании 1965 г. – «Структура инстинктов и общество»), в которой изложил оригинальные философско-социологические идеи фрейдомарксистского толка. Предлагая современное философское толкование 3. Фрейда, Маркузе признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос и установлении либидозных трудовых отношений, в общем понимаемых как социально полезная деятельность, не сопровождающаяся репрессивной сублимацией. Движение в этом направлении, по Маркузе, предполагает преодоление прибавочной (дополнительной) репрессии (подавления), порождаемой преимущественно современными формами производства и отчужденного труда. В этой связи придавал большое значение превращению труда в свободную игру человеческих способностей. Исследовал происхождение и диалектику репрессивной цивилизации, но в отличие от 3. Фрейда, считавшего, что репрессивный характер цивилизации не может быть изменен без катастрофических последствий, призывал к преодолению репрессивного изобилия для формирования нового мира человека, соответствующего его инстинктам жизни. Предложил версию нового понимания принципа реальности и исследовал возможности развития инстинктов в направлении нерепрессивной цивилизации. Развивая учение 3. Фрейда, сформулировал и развил идеи о полиморфной сексуальности, прибавочной репрессии, принципе производительности, самосублимировании сексуальности и др. В 1950-1970-х гг. работал профессором Колумбийского университета и университета в Сан-Диего. Одновременно занимался исследованием различных, преимущественно, философских проблем. Получил широкую известность как автор понятий и концепций «одномерного человека» и «одномерного общества», изложенных в книге «Одномерный человек: Исследования по идеологии развитого индустриального общества» (1964 г.). Утверждал, что современная идеологизированная индустриальная культура, главным образом в лице изготовителей политики и их наместников в сфере массовой информации, интегрирует любую оппозицию и альтернативы и формирует «одномерное мышление и поведение» людей. В силу этого обстоятельства в современном индустриальном обществе появился новый массовый тип «одномерных» людей, утративших способность социально-критического отношения к сущему и ориентированных на Потребление и автоматический конформизм. Констатировал, что революционная инициатива переходит к различным «аутсайдерам». Полагал, что началом и движущей силой социальных изменений должен стать «Великий Отказ» от традиционных ценностей, перерастающий в культурную революцию, обеспечивающую обретение новой чувственности и освобождение людей от тотального контроля. В ряде книг, в том числе в «Психоанализ и политика» (1968 г.), «Эссе об освобождении» (1969 г.) и др., критиковал современное индустриальное общество за его сверхрепрессивность и распространение ложных потребностей. Идеи и концепции Маркузе были использованы в качестве теоретического фундамента движением новых левых во второй половине 1960-х гг., которое ориентировалось на тотальную революционную войну против репрессивной культуры и всего капиталистического общества. В 1972 г. в работе «Контрреволюция и бунт» Маркузе откорректировал свои концепции и дистанцировался от леворадикального движения. Маркузе так же автор книг «Советский марксизм. Критическое исследование» (1958 г.), «Культура и общество» (1965 г.), «Идеи к критической теории общества» (1969 г.), «Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики» (1977 г.) и др. В русском переводе издано: «Очерк об освобождении», М., 1970; «Одномерный человек», М., 1994; «Эрос и цивилизация», Киев, 1995. В. И. Овчаренко Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 294-295. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издание из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского
|