|
Алексей Фёдорович Лосев[10(22).09.1893 г., Новочеркасск, – 24.05.1988 г., Москва], философ и филолог-классик, доктор филологических наук (1943 г.), профессор (1923 г.). Окончил Московский университет (1915 г.), вёл научную работу там же. Участвовал в деятельности философских обществ 1910-х - начала 1920-х гг.: Религиозно-философского общества памяти В. С. Соловьёва, Психологического общества при Московском университете, Философского кружка им. Л. М. Лопатина, Вольной академии духовной культуры. Преподавал в Нижегородском университете (1919-1921 гг.), Московской консерватории (1922-1930 гг.). Действительный член Государственной академии художественных наук (1923-1930 гг.), Государственного института музыкальной науки (1921-1931 гг.). В 1930 г. был арестован, отбывал заключение в лагерях, затем в ссылке; после снятия судимости и восстановления в гражданских правах (1933 г.) вернулся к научной работе. Читал курсы античной литературы, логики, эстетики и истории философии в вузах Москвы. С 1944 г. до конца жизни профессор Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. В монографиях (1927-1930 гг.) "Античный космос и современная наука", "Музыка как предмет логики", "Философия имени", "Диалектика художественной формы", "Диалектика мифа" сформулировал оригинальную философскую систему, связанную с идеями Платона и неоплатоников (Плотин, Прокл, Дионисий Ареопагит, Николай Кузанский), с философией цельного знания В. С. Соловьёва, П. А. Флоренского, символизмом Вяч. И. Иванова. Ему были близки диалектика немецкого идеализма (И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель), феноменология Э. Гуссерля. Разрабатывая основные категории своей философии {символ, миф, личность, имя), Лосев занимался специальными исследованиями в области истории философии, эстетики, логики, мифологии, музыки, математики. Убеждённый в тождестве бытия и познания, Лосев считал возможным преодолеть метафизическую противоположность материи и идеи посредством диалектического метода, который позволяет постичь смысл бытия, последовательно возводя конкретный смысл к абсолютному - "сверхсущему". Энергии, излучаемые "сверхсущим" и пронизывающие материю, создают возможность осмысления, философского познания мира. Смысл жизни человека, по Лосеву, заключается в обнаружении и причащении энергии "сверхсущего" (постижении собственного "имени"). Путь к нравственному идеалу прокладывается верой и знанием, слитыми воедино; абсолютное знание означает истинную веру и подлинную нравственность. По мысли Лосева, человеку необходимо "общественно-личное существование": исповедуя абсолютную истину, он должен видеть её в явлениях реальной жизни, в относительном находить абсолютное и стремиться к свободе, которую даёт цельное знание. Понять своё назначение в мире и ощутить высшую радость бытия можно только через напряжённую духовную деятельность, ведущую к преобразованию действительности. Задача приобщения к диалектическому процессу постижения единства мироздания определяла в концепции Лосева дидактически плодотворную множественность способов передачи знания, отказ от узкой замкнутости, от дробления целостного знания на изолированные научные дисциплины. Этот подход воплотился в научном творчестве Лосева, в особенности в его фундаментальном труде "История античной эстетики" (т. 1-8, кн. 1, 1963-1992 гг.; Государственная премия, 1986 г.), получившем мировую известность. Лосев придавал принципиальное значение просветительской деятельности. Он принимал участие в составлении учебников и учебных пособий ("Греческая трагедия", 1958 г.; "Античная литература", 1963 г.; "Введение в общую теорию языковых моделей", 1968 г.); писал научно-популярные книги ("Платон. Жизнеописание", 1977 г.; "Аристотель. Жизнь и смысл", 1982 г., обе совместно с А. А. Тахо-Годи). История педагогики входила как отдельная тема в специальные исследования Лосева (главы об эстетическом воспитании в "Истории античной эстетики"). С 1982 г. в журнале "Студенческий меридиан" регулярно печатались его статьи, ориентированные на юного читателя, которые впоследствии были собраны в книге "Дерзание духа" (1988 г.). В своих научных трудах Лосев использовал разнообразные дидактические приёмы, облегчающие восприятие текста для неподготовленного читателя: комментирование, пояснения с помощью образных и неожиданных примеров, почерпнутых из различных областей знания, варьирование стиля от математически строгого до разговорного. Для обращения к широкой читательской аудитории Лосев, следуя традициям сократической эвристики, во многих произведениях 1970-1980-х гг. избрал форму диалога с интервьюером, которая позволила ему коснуться тем, не получивших развёрнутого освещения в работах Лосева. Литература: Античная культура и современная наука. М., 1985 (библиография, с. 337-341); Аверинцев С. С. Памяти учителя, в сб.: Контекст-90. М., 1990 (библиография, с. 55-63); А. Ф. Лосев и культура XX века. Лосевские чтения. М., 1991. Н. Д. Александров, М. П. Одесский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 529. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
Читать в электронном виде:
===== Неоплатонизм (Плотин, Ямвлих, Прокл) ===== Анализ трактата Прокла "Первоосновы теологии" |