|
Конрад Лоренц (Lorenz)(07.11.1903, Вена — 27.02.1989, Вена) – австрийский биолог и зоопсихолог, один из основателей этологии. Окончил Венский университет (доктор медицины, 1928 г.; докторская степень по зоологии, 1933 г.). Один из основателей журнала «Zeitschrift für Tierpsychologie», ставшего ведущим изданием по этологии (1937 г.). В 1950 г. вместе с Э. фон Хольстом основал в ФРГ Институт физиологии поведения, который стал одним из главных этологических научных центров. В 1961 – 1973 гг. был его директором. После отставки Лоренц вернулся в Австрию и возглавил отдел в Институте сравнительного изучения поведения Австрийской Академии наук, а с 1982 г. – Konrad-Lorenz-Institut der Österreichischen Akademie der Wissenschaften. Вместе с Н. Тинбергеном основал этологию как науку, разрабатывал этологические подходы к психологии человека и к анализу социокультурных проблем и опасностей, которые несет для человечества современная техническая цивилизация. Являясь одним из основателей эволюционной эпистемологии (очень влиятельного направления в современной философии знания), много занимался психологией познавательной деятельности. Этологическая теория Лоренца, созданная в 1930-е гг., в ряде моментов напоминает психоанализ 3. Фрейда, хотя при ее создании он относился к идеям Фрейда резко отрицательно и только позже признал значительное сходство их взглядов в разделе теории мотивации. В 1950-е гг. Лоренц видоизменил свою этологическую концепцию, перестав делить поведение на врожденное и приобретенное, но настаивал на существовании характеристик поведения, закрепленных генетически и не способных адаптивно изменяться в результате научения. Он утверждал, что научение основано на сложных генетических программах, и что поведение человека также базируется на врожденных генетических программах, которые гораздо сложнее, чем у животных, и что наличие этих программ обеспечивает способность к культурному развитию. Главные итоги исследований Лоренца в области механизмов научения, психологии и эволюционной эпистемологии в 1940-1960-е гг. содержатся в его книге «Обратная сторона зеркала» (Die Rückseite des Spiegels, München, 1973 г.). Основной тезис Лоренца состоит в том, что врожденные формы восприятия и мышления, которые Кант называл априорными, и весь познавательный аппарат человека в целом есть продукт эволюции путем естественного отбора и что рассмотрение особенностей этой эволюции необходимо для понимания принципов функционирования этого аппарата и процесса познания. Согласно Лоренцу, ряд когнитивных функций, закрепленных генетически в ходе эволюции, является предпосылками к лингвистическим способностям и символическому мышлению. Особое место занял у Лоренца анализ агрессивного повеления, которому он посвятил книгу «Так называемое зло» (Das Sogenannte Böse, Wien, 1963 г.), вызвавшую бурную полемику, не утихающую до сих пор. Изложив в ней этологические представления о врожденных механизмах агрессивного поведения у животных, сводящих к минимуму вероятность нанесения физического вреда, Лоренц утверждает далее, что агрессивное поведение у человека так же имеет врожденную основу, обладает спонтанностью и активно ищет своего выхода, если долго не проявлялось, и поэтому его нельзя исключить только путем воспитания и изменения внешних условий. Он показывает, что агрессивное поведение и его мотивация включены во все другие подсистемы поведения, в том числе связанные с творчеством, исследовательской активностью, любовью и дружбой. Беды, связанные с агрессией, Лоренц объясняет сбоем врожденных механизмов, выработанных в ходе антропогенеза, когда человек стал быстро изменять условия своего существования (изобретение оружия, резкие изменения в социальной организации, появление массовых идеологий и др.). Лоренц считает, что наиболее эффективное средство контроля над агрессивным поведением – сознательное использование механизмов, выработанных биологической эволюцией, которые переводят агрессию в безопасное и даже полезное русло (переадресация агрессивного поведения, его сублимация и культурная ритуализация по аналогии с биологической). Позднее Лоренц продолжал разрабатывать тему противоречия между природной конституцией человека, определяющей врожденные закономерности его поведения, и условиями, порожденными технической цивилизацией, посвятив этому много статей и две книги: «Die acht Todsünden der zivilisierten Menschheit», 1973 (в рус. пер.: Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. – 1992. – №3) и «Der Abbau des Menschlichen», 1983 («Упадок человеческого»). Однако Лоренц надеялся, что человечество справится с этими проблемами благодаря врожденной способности ощущать ценности, независимо от того, связаны ли они с генетически запрограммированными или с культурными нормами поведения. Будучи истовым дарвинистом, Лоренц, тем не менее, предполагал, что наши врожденные чувства красоты, гармонии и добра не являются только следствием естественного отбора, т. к. имеют и самостоятельное неутилитарное значение. В русском переводе также издано: Кольцо царя Соломона. М., 1970; 2002; Человек находит друга. М., 1971; 1992; 2001; Агрессия (так называемое зло), 2001. Е. А. Гороховская Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 280-282. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|