|
Натан Семенович Лейтес(родился 26.07.1918 г., Днепропетровск) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии детской одаренности. Доктор психологических наук (1970 г.). Окончил филологический факультет Московского государственного университета им. Ленина (1945 г.), в том же году поступил в аспирантуру Института психологии Академии педагогических наук РСФСР, став одним из ближайших учеников и сотрудников Б. М. Теплова. В 1948 г. защитил кандидатскую, а в 1970 г. - докторскую диссертацию на тему: «Возрастные и типологические предпосылки общих умственных способностей». С 1965 г. по 1970 г. работал в лаборатории психофизиологии, возглавляемой В. Д. Небылицыным, затем возглавлял группу по изучению склонностей и способностей (1973 – 1978 гг.). С 1986 г. работал в НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР. С 1993 г. по настоящее время – главный научный сотрудник лаборатории Теории и истории психологии Педагогического института Российской академии образования. В работах «Об умственной одаренности» (1960 г.), «Умственные способности и возраст» (1971 г.), «Способности и одаренность в детские годы» (1984 г.) Лейтес проанализировал качественные различия в умственной одаренности школьников и разработал оригинальный метод сравнения психологических характеристик одаренных детей, поставил вопрос о соотношении индивидуального и возрастного в ходе становления интеллекта. Ввел понятие возрастная одаренность. В работах Лейтеса дается анализ трех школьных возрастов и разных вариантов неравномерности хода возрастного развития в контексте изучения склонностей и способностей детей. Другое направление исследований Лейтеса связано с изучением психологических характеристик темперамента и является существенным вкладом в развитие дифференциальной психофизиологии («Опыт психологической характеристики темперамента» , 1956), так же как изучение феномена последействия на основе разработанной им оригинальной методики двигательного последействия. Большое значение как для диагностики одаренности, так и для анализа ее структуры имели исследования Лейтеса, посвященные изучению роли умственной активности в структуре развивающегося интеллекта («К вопросу о динамической стороне психической активности» , 1977) и особенностей развития одаренности в детстве («К проблеме сензи-тивных периодов психического развития человека», 1978, «Ранние проявления одаренности» , 1988). Многолетние исследования Лейтеса обобщены в книгах «Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды», 1997; «Возрастная одаренность школьников», 2000. Под редакцией Лейтеса и с его авторским участием издано учебное пособие для студентов «Психология одаренности детей и подростков», 1996, 2000. Т. Д. Марцинковская Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 265-266. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|