|
Эдуар КлапаредЭдуар Клапаред (Claparède)[24.03.1873 г., г. Женева, Швейцария – 29.09.1940 г., там же], швейцарский психолог, профессор Женевского университета (с 1908 г.). Один из основателей педагогического института им. Ж.-Ж. Руссо в Женеве (1912 г.) и журнала «Archives de Psychologie» («Архивы психологии», 1902 г.). Продолжатель традиций французской школы эмпирической психологии (Т. Рибо, П. Жане, А. Бине и др.). Клапаред утверждал активность сознания, выделяя в поведении роль интересов, мотивов и потребностей. В работах, посвящённых связи психологии с клинической и педагогической практикой, Клапаред показал важность знания психологии и для успешного воспитательного воздействия на характер, волю и другие стороны личности, и для организации процесса обучения. Клапаред ввёл в педагогическую практику метод так называемого мышления вслух, при котором ученик, решая сложную для себя задачу, рассказывает о ходе поисков решения. Клапаред занимался вопросами профориентации, предостерегая против излишнего доверия тестам при прогнозировании результатов обучения. Уделяя большое внимание изучению психики ребёнка, Клапаред выдвинул ряд важных идей о качественно разных уровнях в онтогенезе процесса обобщения, о соотношении осознания различий и осознания сходства и др. Эти идеи оказали значительное влияние на современную зарубежную генетическую психологию, в частности на теорию Ж. Пиаже. Известность получила выдвинутая Клапаредом теория игры ребёнка, близкая к биологической концепции К. Гроса, но с большей опорой на психологическое содержание (например, в оценке потребностей). Литература: Eduard Claparède. Genève, 1941; Lerner E. Eduard Claparede. 1873-1940 // American Journal of Psychology. 1941. Vol. 54, № 2. M. С. Роговин Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 442. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|