|
Мориц Карман (Karman)(25.12.1843 г., Сегед, - 1915 г., Будапешт), венгерский педагог. Окончил философский и филологический факультеты Венского университета (1866 г.). В 1869 г. стажировался в семинаре Т. Циллера в Лейпциге. Свыше 40 лет (с 1871 г.) преподавал педагогику, этику и психологию в Будапештском университете, где по его инициативе были созданы институт для подготовки учителей средней школы и опытная гимназия. Одновременно (с 1883 г.) главный секретарь Государственного совета просвещения Венгерского королевства и главный редактор (1873-1882 гг.) журнала "Magyar Tanugy" ("Венгерское образование"), созданного при его содействии. Сторонник педагогических идей И. Ф. Гербарта, отстаивал идею формального образования. Выступал за светский характер обучения и за государственное руководство образовательными учреждениями, которое рассматривал как важный фактор реализации идеи единой школы. Был одним из ведущих авторов нового учебного плана для венгерской гимназии (1879 г.); в нём предпринял попытку комплексно решить задачи воспитания с учётом различных возможностей личности в обучении, уровня физического и нравственного развития. Предлагал строить систему обучения на основе ценностей национальной культуры. Учебный план гимназии, а также методической работы Кармана в течение нескольких десятилетий определяли работу средних учебных заведений в Венгрии. Литература: A magyar neveles tortenete. A feudalizmus es a kapitalizmus koraban, Bdpst, 1968. Д. П. Мансфельд Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 421. |