|
Август Герман Франке (Francke)(22.03.1663 г., г. Любек – 08.06.1727 г., г. Галле), немецкий педагог, теоретик и деятель педагогики пиетизма. Учился на теологических факультетах университетов Эрфурта и Киля, изучал древние языки в Лейпциге (магистр, 1685 г.). Был профессором в университетах Лейпцига и других городов. С 1692 г. жил в г. Галле, где был священником и экстраординарным профессором протестантского университета. Одновременно занимался учительской деятельностью в бедном городском предместье. Основал здесь первый детский приют, который вначале размещался в помещении школы, затем в арендованном Франке соседнем доме. Впоследствии расширил этот приют, объединил несколько подобных заведений, работавших под руководством Франке в одной общине. С 1695 г. возглавил так называемые «Учреждения Франке», куда помимо приютов вошли школа для бедных детей, бюргерская школа, латинская школа, женская школа повышенного типа, а также «Педагогиум» для детей дворян. «Педагогиум» и некоторые другие школы имели в своем составе интернаты, плата за обучение и проживание использовалась на содержание сиротских приютов и школ для бедных детей. В 1699 г. Франке составил и издал «План для учебных заведений», которым регламентировалась жизнь и учебная работа во всех «учреждениях». В начале XVIII века в «Учреждениях Франке» появились учительская семинария, начальная школа для девочек, а также типография, аптека, книжная лавка и др., назначение которых было в том, чтобы материально поддерживать приюты и учебные заведения. В «Учреждениях Франке» детям различных социальных групп предназначался соответствующий тип учебного заведения. В исключительных случаях талантливый ребенок из бедной семьи мог получить разрешение посещать латинскую школу. Воспитание основывалось на идеалах пиетизма. Учебные занятия также носили на себе отпечаток этих идеалов: в бюргерских школах, кроме обучения чтению, письму, счету, основам природоведения, до 4 часов ежедневно отводилось изучению основ вероучения, катехизиса, церковной музыки и т.п. Исключив так называемые мирские развлечения, Франке широко использовал «рекреационные упражнения» – образовательные прогулки с наглядным изучением природы, ознакомлением с трудовыми процессами в мастерских ремесленников. Учебные занятия чередовались с практическим обучением ремеслам, обслуживающему труду и т.п. Франке одним из первых педагогов организовал «кабинет натуралий» с наглядными пособиями. В программу латинской школы и «Педагогиума» наряду с преподаванием религий и древних языков были включены курсы математики, истории, географии, французского языка. Нормальная деятельность столь крупного учебного комплекса (к 1727 г. – свыше 2300 учащихся) могла обеспечиваться только при наличии подготовленных учителей. Франке исходил из понимания обучения и воспитания как искусств, которыми необходимо овладеть, как и любыми другими. Он использовал в качестве педагогов нуждавшихся студентов теологических факультетов и организовал для них постоянные курсы, на которых выступал как лектор и консультант. Франке осуществил многие идеи Я. А. Коменского и В. Ратке. Крупным достижением Франке было объединение под одним руководством, с единым уставом и целью целостной системы воспитательных и учебных заведений, а также организация планомерной и целенаправленной подготовки учителей. Ориентация Франке на подготовку трудолюбивых, умелых и послушных подданных пользовалась поддержкой государственных властей. «Учреждения Франке» как социально-педагогический комплекс действовали до 1945 г. На их базе университет г. Галле начал (1946 г.) подготовку учителей. Литература: Пискунов А.И. Теория и практика трудовой школы в Германии (до Веймарской республики). M., 1963; Otto A. Н. Francke: Bd. 1-2. Halle, 1902-1904; Вeуreuther E. A.H. Francke. Marburg an der Lahn, 1963. А. И. Пискунов Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 521. В фонде библиотеки имеются следующие издания:
|