|
Вольфганг Ратке (Ratke)(латинизированная форма фамилии - Ратихий, Ratichius) (18.10.1571 г., Вильстер, - 27.04.1635 г., Эрфурт), немецкий педагог, один из основоположников дидактики. Образование получил в протестантском университете в Ростоке, где изучал теологию и философию. В 1603-1610 гг. жил в Голландии. Оставив должность священника, стал заниматься педагогической деятельностью, давал частные уроки. Исходя из опыта своей учительской практики, пришёл к выводу о необходимости реформы преподавания в городских школах. В 1612 г. обратился к съезду германских князей с письмом ("Франкфуртский мемориал"), в котором изложил намерение реформой школы содействовать процветанию всего общества. Свои идеи Ратке пытался реализовать в опытной школе в г. Кётен (около 200 учащихся), в школе в Магдебурге, а также в Швеции. Из-за конфликтов с городскими властями и духовенством большинство начинаний Ратке потерпели неудачу. Выступая за реформу преподавания, Ратке держал в секрете найденные им принципы обучения, что задержало их распространение. Большинство правил обучения, сформулированных Ратке, близки к дидактическим правилам Я. А. Коменского, которые тот выдвинул и обосновал почти одновременно с Ратке. Ратке - сторонник природосообразного воспитания. Дидактические идеи Ратке носили в основном рационалистический характер. Он был убеждён, что разум ребёнка при рождении подобен "чистой доске", которую взрослым следует заполнить в соответствии с целями воспитания. Процесс познания, по Ратке, состоит из двух ступеней - восприятия предметов и явлений внешнего мира и умственной переработки этих восприятий. Из сенсуализма гносеологических воззрений Ратке вытекали его требования к организации учебного процесса. Он считал необходимым широко использовать различные формы наглядности, следовать от конкретного к абстрактному, систематически вести упражнения и повторения, поддерживать у учеников интерес к знаниям и к обучению. Однако Ратке недооценивал роль активности самих учащихся в обучении; он считал возможным строить обучение в школе почти исключительно на лекционных формах. Ратке выступил одним из первых поборников звукового метода обучения грамоте на родном языке, стал автором учебников, хрестоматий и т. п.; в этих пособиях пытался реализовать единство изучения языка и развития мышления учащихся. Большое значение придавал дидактической и методической подготовке учителей, однако пособие (первое на немецком языке), написанное с этой целью, осталось при жизни неопубликованным. Ратке считал, что учителям должно быть обеспечено хорошее материальное и общественное положение, государство и родители должны заботиться о поддержании авторитета учителя. Выступал за передачу школьного дела в руки государства и за введение педагогического контроля за школой. Литература: Schumann J. Chr. G., Die echte Methode W. Ratke's, Hannover, 1876; Seiler K., Das pädagogische System Wolfgang Ratkes, Erlangen, 1931; Hohendorf G., W. Ratke, B., 1963. А. И. Пискунов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 250. В фонде библиотеки имеется следующее издание:
|