|
Франсуа Рене де Шатобриан (Chateaubriand)(04.09.1768 г., Сен-Мало, – 04.07.1848 г., Париж), французский писатель и политический деятель. Учился в коллежах Доля и Ренна. В 1786 г. поступил на военную службу, при дворе сблизился с оппозиционно настроенными писателями. В 1792 г. выступил на стороне королевских войск против республики. В 1793-1800 гг. – в эмиграции в Англии. Привлечённый Наполеоном Бонапартом к дипломатической деятельности, в 1803 г. отправился в Рим; после провозглашения Франции империей (1804 г.) подал в отставку. В период Реставрации – посол в Берлине, затем в Лондоне. После 1830 г. отошёл от политической деятельности. Литературное наследие Шатобриана составило основной фонд так называемого консервативного романтизма. Уже в заметках "Путешествие в Америку" (опубликованы в 1827 г.) наметилось разочарование Шатобриана в концепции "естественного человека". "Опыт о революциях" (1797 г.) знаменует дальнейший отход Шатобриана от материалистических и атеистических традиций Просвещения: тяга человека к абсолютной полноте бытия оборачивается торжеством стихийных, разрушительных сил. Этому гибельному кругу иррациональных стремлений человека Шатобриан противопоставляет романтический идеал творческой индивидуальности, в общении с природой обретающей гармонию и душевное равновесие. В повести "Атала, или Любовь двух дикарей" (1801 г.) Шатобриан полемизирует с концепцией "естественного состояния" Ж. Ж. Руссо. Эгоистической активности индивида Шатобриан противопоставляет религиозное воодушевление ("Гений христианства", 1802 г.). В своей апологии христианства Шатобриан утверждал, что не холодный рационализм, а религиозное чувство питало вдохновение великих писателей прошлого, одухотворяя всякое подлинное произведение искусства. В повести "Рене, или Следствия страстей" (1802 г.) впервые во французской литературе выведен образ романтического героя-страдальца. Традиционная для Шатобриана антиномия долга и разрушительной страсти снимается признанием бесцельности какой бы то ни было деятельности в условиях буржуазного общества. "Мученики" (1809 г.), "христианская эпопея", задуманная как литературная иллюстрация основных теоретических положений "Гения христианства", воспевает первых христиан. Полны экзотики, мифов и чудес "История последнего из Абенсераджей" и "Натчезы" (оба опубликованы в 1826 г.), утверждающие превосходство христианской этики. Итог своим художественным и философским исканиям Шатобриан подвёл в мемуарах "Замогильные записки" (опубликованы в 1848-1850 гг.). Ему принадлежат многочисленные статьи по вопросам истории, литературы и политики. В России Шатобриана высоко ценили К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин. Начало его критической переоценки положил В. Г. Белинский. Литература:История французской литературы, т. 2. М., 1956; Европейский романтизм. М., 1973; Moreau P., Chateaubriand. Paris, 1967; Bicentenaire de Chateaubriand. Paris, 1971; F. Aug. R. de Chateaubriand. Bruxelles, 1968. А. П. Бондарев Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, Т. 29, 1978, с. 297-298. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|