|
Бюлер Шарлотта (Buehler)(20.12.1893, Берлин — 03.02.1974, Штутгарт) – австрийский, впоследствии американский психолог. Жена Карла Бюлера. Училась в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина, Мюнхена. С 1920 г. Бюлер – приват-доцент технического вуза в Дрездене. С 1923 г. – приват-доцент, а с 1929 г. – профессор Венского университета, в 1938- 1940 гг. профессор университета г. Осло (Норвегия), с 1940 г. профессор университета Лос-Анджелеса. Одновременно Бюлер занималась частной психотерапевтической практикой. В 60-е гг. Бюлер становится одним из лидеров гуманистической психологии, в 1970 г. избирается президентом Ассоциации гуманистической психологии. Довоенные исследования Бюлер посвящены преимущественно проблемам детской и юношеской психологии. Созданная и возглавляемая ею Венская школа возрастной психологии приобрела известность, прежде всего, диагностическими исследованиями психического развития ребенка, разработкой тестовых методов, характеризующихся максимальной приближенностью к естественным условиям. Эти исследования позднее привели Бюлер к идее о фазах развития и к созданию периодизации жизненного пути личности («Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem», Leipzig, 1933; «Goettingen», 1959), которая считается началом пихолого-биографических исследований жизненного пути личности. Многие методы, разработанные Бюлер в этот период, сохраняют свое значение и по сей день. Во второй, американский период своей научной деятельности (1940-1970 гг.) Бюлер продолжает развивать целостный подход к изучению жизненного пути личности. Человеческая жизнь, по Бюлер, характеризуется четырьмя сосуществующими базисными тенденциями: удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установления внутренней гармонии. Различные тенденции могут преобладать в различные периоды жизни личности, но ее самоосуществление как итог ее жизненного пути возможно в рамках любой из этих тенденций. Бюлер руководствуется положениями об уникальности каждого жизненного пути, об активности и самодетерминации субъекта, о его направленности на реализацию жизненных целей, смыслов и ценностей. Интеграция этой активности осуществляется личностью (self, das Selbst) без участия сознания. Личность при этом выступает у Брюлер как изначально данное духовное образование, в основном не изменяющееся на протяжении жизненного пути. Основные труды: «Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни», М.-Л., 1931 (совм. С Б. Тюдор-Гарт, Г. Гецер); «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1935 (совм. с Г. Гетцер); «Das Seelenleben des Jugendlichen». Jena, 1922 – 1967 (6 изданий); «Kindheit und Jugend». Leipzig, 1938; Göttingen, 1967 (4 издания); «Kind und Familie». Jena, 1937; «Values in psychotherapie». New York, 1962; «Die Psychologie im Leben unserer Zeit», 1962; «Wenn das Leben gelingen soll», 1968; «The course of human life». New York, 1968 (совм. с F. Massarik); «Introduction to humanistic psychology», 1972 (совм. M. Allen). Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 87-88. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|