Анна Анастази

Анна Анастази (Anastasi)

(19.12.1908 г., Нью-Йорк, - 04.05.2001 г., там же) - американский психолог, специалист в области общей, клинической и образовательной психологии, статистики и методов оценки и измерения, промышленной и организационной психологии. Разработчик многих психометрических тестов. Заслуженный доктор педагогики (университет Вилланова, 1971 г.), заслуженный доктор наук Сэдр-Крест Колледжа (1971 г.), почетный доктор наук университета Ла-Салль (1979 г.). Президент АРА (Американской психологической ассоциации) (1971 г.). Награждена премией АРА: «Выдающемуся ученому» (1971 г.); получила награду Службы тестирования и образования (1977 г.). Кроме того, была награждена медалью Торндайка (АРА, 1983 г.) и золотой медалью APF (Американского психологического фонда) (1984 г.). Образование получила в Барнард Колледже (1924-1928 гг., бакалавр) и Колумбийском университете (доктор философии, 1930 г.). Профессиональную деятельность начала как преподаватель Колумбийского университета (1930 г.). В дальнейшем преподавала в ряде других университетов, в том числе в Высшей школе искусств и наук Фордхэмского университета (1947 г.). Первоначально намеревалась заниматься математикой, но ее привлекла психология, отчасти из-за прочитанных работ Ч. Спирмена по коэффициентам корреляции. Разработанные ею стандартные психометрические тесты возникли из курсов, которые она читала во время своей университетской карьеры, («Differential Psychology», 1937 г.). Выполненная Анастази интерпретация развивающихся психологических характеристик была основана на моделях, разработанных в опытах с животными, при исследовании детского поведения и в психологии обучения («Psychological testing», 1954 г.). В книге «Fields of Applied Psychology» (1964 г.) она рассматривала самый широкий спектр применения разработанных психологических принципов. Занимаясь проблемой формирования способностей задолго до того, как модели этих процессов стали широко распространяться, внесла значительный вклад в проблему генезиса характерных черт, в понимание взаимосвязи жизненной истории, образованности и различий на уровне семьи, в проблему творчества, в анализ рисунков психически больных. Такой обобщенный подход имел ряд преимуществ. Кроме того, важнейшей из заслуг Анастази стало ее внимание к психологическому содержанию психометрических измерений, к связи между психометрическими тестами и другими областями психологии, к социальному подтексту тестирования («The gap between experimental and psychometric orientations». Journal of the Washington Academy of Sciences, 1991). Анастази показала, насколько продуманные, тщательно выверенные и хорошо обоснованные ментальные тесты могут быть ценными как в теоретическом, так и в прикладном плане, обеспечивая полное понимание социо-культурных и познавательных процессов. Имя Анастази стало синонимом психометрики для многих поколений студентов и профессиональных психологов. В русском переводе вышел двухтомник Анастази «Психологическое тестирование» (1982 г., 2001 г.) и фундаментальный труд 1937 года – «Дифференциальная психология», в соавторстве, 2001.

И. Р. Айрапетян, С. В. Ильина

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 18-19.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского