|
Чарлз Эдуард Спирмен (Spearman)(10.09.1863 г., Лондон, - 17.09.1945, там же), английский психолог. Психологией начал заниматься в 90-е годы 19 века. Стажировался в университетах Гёттингена, Вюрцбурга; в 1904 г. защитил докторскую диссертацию у В. Вундта в Лейпцигском университете. С 1923 г. - профессор Лондонского университета. Под руководством Ф. Гальтона и У. Мак-Дугалла изучал возможность применения статистических методов в психологическом обследовании детей в английских школах. Предложил первый метод оценки надёжности психологических тестов. Пытаясь соединить психологическую теорию интеллекта с теорией физических измерений и корреляционными методами, Спирмен заложил основы факторного анализа. Согласно Спирмену, эффективность любой интеллектуальной деятельности обусловлена некоторой врождённой "общей способностью", названной им G-фактором (General ability), и рядом "специфических способностей" - S-факторов (Special ability), свойственных конкретным видам деятельности. Впоследствии, уточняя свою теорию, Спирмен ввёл также так называемые групповые факторы (промежуточные между G и S), например, арифметические, технические, лингвистические способности. Тем не менее, основной целью тестирования, по Спирмену, должно быть измерение у индивида G-фактора. Теория Спирмена вызвала широкую дискуссию, породившую, в частности, альтернативную многофакторную теорию интеллекта (Дж. Гилфорд). Развитие идей Спирмена в зарубежной психологии идёт по пути усовершенствования математической процедуры и попыток психологического анализа выделяемых факторов, в первую очередь G. Однако признание G врождённым и неизменным приводит к предвзятой оценке результатов тестирования. Разрабатывал также вопросы восприятия пространства и истории психологии. Н. С. Сергеев Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 372. Читать в электронном виде: |