|
Иван Михайлович Соловьёв(02.06.1902, Пенза — 03.08.1986, Москва) - российский психолог, дефектолог. Доктор психологических наук (1966 г.), профессор (1970 г.). Ученик Л. С. Выготского. Закончил факультет общественных наук (общественно — педагогическое отделение) МГУ (1925 г.) и аспирантуру института психологии под руководством Л. С. Выготского (1929 г.). С 1930 по 1979 г. работал в Научно-практическом институте специальных школ и детских домов (позже - Институт дефектологии), где был ученым секретарем института, возглавлял лабораторию экспериментальной психологии, затем — сектор по изучению глухих детей (1949-1970 гг.). Результаты исследований 30-х гг. Соловьёв опубликовал в монографии «О психическом насыщении» (1935 г.), где были отражены подходы к экспериментальному изучению личности аномального ребенка. В этом же году защитил кандидатскую диссертацию. В лаборатории под руководством Соловьёва исследовались проблемы восприятия, памяти, мышления, речи аномальных и нормально развивающихся детей («Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей», 1940 г.; «Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей», 1941 г.). Разработанная Соловьёвым оригинальная методика позволяла проследить развитие и становление представлений у детей с разным уровнем умственного развития. Совместно с Л. В. Занковым была подготовлена и опубликована книга «Очерки психологии глухонемого ребенка», долгие годы выполнявшая роль учебного пособия по психологии глухих детей. Проведенные в 1930-е гг. исследования процесса изменения представлений в зависимости от сходства и различия объектов выступили серьезным теоретическим основанием для дальнейшего развития этой области психологии. В 1950-1960-е гг. выходят сборники по проблемам восприятия, памяти, мышления и речи умственно отсталых детей, подготовленные творческим коллективом под руководством Соловьёва и Ж. И. Шиф. В них раскрывалась сложная структура дефекта и рассматривалась возможность коррекции аномального психического развития. Другое направление исследований Соловьёва было посвящено изучению проблем взаимодействия анализаторов при сенсорном поражении слуха и зрения. Одновременно проводились исследования зрительного и осязательного представлений (совместно с А. П. Гозовой и Е. Н. Обозовой). В дальнейшем под редакцией Соловьева выходит ряд значимых для дефектологического направления психологии трудов: «Развитие познавательной деятельности глухонемых детей» (1957 г.); «О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей» (1962 г.). Фундаментальное значение имела монография Соловьева «Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей» (1966 г.), в которой раскрывалась сложная динамика познания различий и сходств, показаны особенности процесса познания, обусловленные общим уровнем психического развития познающей личности. В последние годы Соловьёв особое внимание обращал на системность в развитии функционирования всех психических процессов. В. А. Сумарокова Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 439-440. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|