Александр Николаевич Скрябин

Александр Николаевич Скрябин

(06.01.1872, Москва - 27.04.1915), русский композитор. Родился Москве. Интерес к музыке проявился ещё в раннем детском возрасте. Его мать, пианистка, рано умерла, а отец был дипломатом за границей. Первое музыкальное образование маленький Скрябин получил у своей тётушки.

Большой талант привёл его в 1888 его в Московскую консерваторию, где он обучался фортепиано в классе Сафонова и композиции в классе Танеева до 1892. Только два выпускника Московской консерватории были отмечены в 1892 большой золотой медалью за особенных успехи - Сергей Рахманинов и Александр Скрябин.

Как пианист, Скрябин обратил на себя внимание ещё на год раньше с публичными выступлениями. Тогда же возникли первые фортепианные композиции. В этих ранних произведениях ясно читались романтические настроения в подражание, прежде всего, Шопену, Листу и Шуману.

Закончив московскую консерваторию в 1892, Александр стал профессором этого учебного заведения в 1898 году. Его сочинения были от исключительного качества, написанными в позднеромантических традициях. Это настроения изменились с его 3-ей сонатой («Состояния души»). Заголовок сонаты был программой, продиктованной ищущей, мятущейся душой. У сонаты были явственные импрессионистские корни, а её форма противоречила всем правилам обычного искусства композиции.

С 1904 композитор посетил Швейцарию, Италию и Бельгию, где он обратился к теософии. Это послужило основанием для перемены Скрябина, как музыканта и как человека. Из традиционного позднего романтика он превратился в ведомого теософическими философиями идеями мистика. Первоначальная гармоническая основа всё более получала атональное и свободно-тональное развитие. Выигранный из ряда обертона «таинственный» аккорд часто образовывал гармоническую основу его композиций: C-Fis-B-e-a-d.

В 1908 году Скрябин возвращается в Россию, где продолжает воплощать в произведениях свою таинственную систему мира. Его фортепианная музыка становится все труднее для исполнения и восприятия слушателями.

В это же время он работает, кроме всего прочего, над гигантским единым произведением искусства, чтобы обозначить все моменты его видения бытия. 2000 музыкантов должны были участвовать в этом. Композиция "Прометей" требовала так называемого цветного пианино. При этом цвета присоединялись к звукам и проектировались на экран. Если эти композиционные и человеческие особенности показывают Скрябина в гротескном свете, то, тем не менее, нельзя недооценивать первостепенное качество и историческое для музыки значение его фортепианных произведений. Скрябин указывал путь в будущее для музыкального поворота эпох между концом 19-ого и начинающимся 20-ым веком. К сожалению, его жизненный путь закончился слишком рано. Он умер 27.04.1915 от заражения крови.

Источник (здесь же можно найти ноты и послушать произведения А. Н. Скрябина)

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу