|
Степан Онисимович Серополко(01.08.1872 г., Полтава, - 25.02.1959 г., Прага), педагог, земский деятель. Биографии, сведения о нём неполны. Окончил Московский университет. Работал в Тульской, а затем в Московской губернских земских управах. Опубликовал "Краткий обзор тридцатипятилетней деятельности Тульского губернского земства в области народного образования" (1902 г.). В 1912 г. совместно с А. М. Обуховым, Н. В. Чеховым и др. был соредактором справочно-обзорного издания "Народное образование в земствах и городах" (1912 г.) и справочника "Высшая крестьянская школа" (1917 г.). Входил в комиссию по созданию Всероссийского педагогического общества, избранную 2-м Всероссийским съездом представителей учительских обществ (конец 1913 г. - начало 1914 г.). В октябре 1917 г. переехал в Киев, занимал ответственные должности в городской управе по заведованию народным образованием и в Генеральном секретариате народного образования Украинской республики. Читал лекции в киевском Фребелевском институте. Сотрудничал (1911-1918 гг.) в русской и украинской педагогической периодике. В 1920 г. жил в эмиграции, сначала в Польше, а с 1924 г. в Чехословакии; в 1925/26 учебном году читал курс внешкольного образования в Русском педагогическом институте в Праге. После 1927 г. преподавал в Украинском педагогическом институте им. М. П. Драгоманова в Праге. Был председателем Украинского педагогического общества. Исследовал общетеоретические и организационные проблемы внешкольного образования. Из педагогических учреждений этого профиля наибольшее внимание Серополко уделял народным библиотекам. Серополко популяризировал мысль о том, что образованность и общая культура населения - важнейшие факторы благосостояния людей, создания демократического общественного строя. В развитии различных форм образования ведущее место Серополко отводил народным учителям. Во многих работах Серополко выступал с критикой официальной политики в области просвещения, подавляющей общественные инициативы. В контексте развернувшихся дискуссий по вопросу о соотношении школьного и внешкольного образования, в которых участвовали видные педагоги (Е. Медынский, Н. Д. Виноградов и др.), Серополко подчёркивал, что оба вида образования представляют собой самостоятельные и равноценные части единого "психологического процесса, который побуждает человека к расширению своего умственного кругозора". Оба вида имеют общую задачу - повышение культурного уровня населения. Среди принципов внешкольного образования наиболее подробно рассматривал "принцип общественности", т.е. самодеятельности населения и самоуправления. Подчёркивая важность государственной поддержки, Серополко указывал на опасность решающего влияния официальных кругов на формы и содержание образования. В этой связи он критично оценивал ситуацию в Советской России. Вслед за Н. А. Рубакиным Серополко призывал широко внедрять в народные массы книгу как важнейший источник самообразования. Высказывался против "административных распоряжений" в библиотечном деле, против "политических, национальных и религиозных тенденций" в подборе книг. В докладе на 1-м Всероссийском съезде по внешкольному образованию (1-7-го июня 1911 г.) признал необходимым "повсеместное открытие в неземских губерниях обществ содействия устройству библиотек". Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 323. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|