|
Николай Евграфович Осипов(12.10.1877, Москва, Россия – 19.02.1934, Прага, Чехословакия) - российский психиатр и психоаналитик. Пионер и пропагандист психоанализа в России. Доктор медицины (1903 г.), доцент (1911 г.). В 1897 г. поступил на медицинский факультет Московского университета. В связи с забастовкой студентов в 1898 г. был лишен возможности получить высшее образование в России и в 1899 г. уехал за границу. Учился в Цюрихском университете у Ф.Ф. Эрисмана и университетах Базеля, Берна, Бонна и др. Работал над диссертацией под руководством профессора Кауфмана и в 1903 г. стал доктором медицины Базельского университета. Вскоре вернулся в Россию и в 1904-1906 гг. работал в Московской городской Преображенской больнице (Московском доллгаузе) у Н. Н. Баженова и бывшей лечебнице Ф. И. Герцога (М. Ф. Беккер), где занимался психиатрией и психотерапией. В 1906-1911 гг. работал в Психиатрической клинике Московского университета у В. П. Сербского. В 1911 г. стал доцентом Московского университета и в этом же году вместе с В. П. Сербским и многими другими ушел из клиники и университета в знак протеста против реакционной политики министра просвещения Л. А. Кассо, направленной против студенчества и университетских свобод. В 1907 г. познакомился с идеями и трудами 3. Фрейда, которые оценил как новое слово в психологии и психопатологии. Летом 1910 г. посетил 3. Фрейда в Вене и установил с ним профессиональные и человеческие отношения, которые поддерживал всю жизнь. Считал 3. Фрейда одним из своих учителей, а себя первым популяризатором Фрейда в России. В этом же году встречался с Э. Блейлером и К.-Г. Юнгом (в Цюрихе) и П. Дюбуа (в Берне), обсуждал с ними психиатрические и психотерапевтические проблемы. В 1910-1914 гг. был соучредителем и членом редколлегии журнала «Психотерапия». Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии, в котором в 1910-1912 гг. опубликовал серию статей о психоанализе и психотерапии. Отдавая должное выдающимся открытиям и достижениям психоаналитического учения, вместе с тем считал, что некоторые компоненты его (например, теория сексуальности и др.) являются гипотезами, требующими дальнейшей разработки и обоснования. После ухода из Московского университета в 1911-1918 гг. работал доцентом психиатрии на Высших женских курсах в Москве и одновременно в приюте для малолетних преступников. В 1911 г. вместе с В. П. Сербским и другими психиатрами был соучредителем, членом бюро и секретарем Московского психиатрического кружка «Малые пятницы», в котором состоял до 1918 г. На первом заседании этого кружка сделал доклад «Из логики и методологии психиатрии» . В 1911-1913 гг. совместное О.Б. Фельцманом был редактором издававшейся в Москве серии книг «Психотерапевтическая библиотека», в которой были изданы работы 3. Фрейда, В. Штекеля, Л. Вальдштейна, О. Фельцмана и др. В 1918 г. выехал из Москвы и почти два года скитался по Украине и Югу России. В 1920 г. эмигрировал в Турцию (Стамбул). Некоторое время жил в Белграде и Будапеште, а с 1921 г. - в Праге. В 1923-1931 гг. работал доцентом Карлова университета в Праге. Читал курс психиатрии и др. Преподавал в Русском народном университете (Прага). Поддерживал контакты с 3. Фрейдом и его последователями. В 1923 г. опубликовал работу «Воспоминания Толстого о детстве. Вклад в теорию либидо 3. Фрейда». В 1925 г. организовал и возглавил Русский психиатрический кружок в Праге, который занимался различными проблемами психиатрии и психоанализа. Развивал и модифицировал некоторые идеи и концепции 3. Фрейда. Осуществил пересмотр психоаналитических представлений о любви и выдвинул идею о первичности эйдетической любви как основного фактора космической жизни и абсолютной ценности, проявляющейся в разнообразных формах, и вторичности любви как физиологического притяжения и половой страсти. Начал разработку теории любви. В 1931 г. в работе «Революция и сон» предложил психоаналитически ориентированное понимание революции как реализации подавленных, вытесненных желаний одного класса народа, классовое нарциссическое самоутверждение и исследовал аналогии и компоненты одинакового содержания революции и сновидения. В контексте психоаналитического учения исследовал различные философские и этические проблемы. Утверждал, что чрезмерная концентрация личности на самой себе провоцирует и влечет невропатологические состояния, а различные нравственные факторы (и пороки) являются одним из источников психических расстройств. В 1931 г. из-за болезни сердца прекратил работу в Карловом университете. В. И. Овчаренко Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 338-339. |