|
Фёдор Фёдорович Ольденбург[1862 г. - 23.07.(05.08)1914 г.], педагог, деятель образования. По окончании историко-филологического факультета Петербургского университета (1885 г.) преподаватель педагогики и психологии в педагогических классах одной из женских гимназий в Петербурге. С 1887 г. до конца жизни педагог-руководитель в Тверской женской учительской школе имени П. П. Максимовича, заведовал учебно-воспитательной частью, преподавал педагогику, психологию, методику, вел педагогическую практику. Школа была 5-летней, большое место в ее общеобразовательном курсе отводилось предметам естественно-математического цикла, изучению русского языка. Много внимания уделялось эстетическому воспитанию, в том числе через систему внеклассных занятий (выпуск литературных сборников, устройство спектаклей, литературных и музыкальных вечеров, чтений и т.п.). Последователь К. Д. Ушинского в области дидактики, Ольденбург работал над обновлением содержания педагогического образования на основе тесной связи психолого-педагогических дисциплин, методики начального обучения, истории педагогики с учебно-воспитательной практикой. Создал обоснованную систему педагогической практики, которая предусматривала наблюдения практиканток за учащимися, посещение открытых уроков учителей школы или самого Ольденбурга, подготовку практикантками своих уроков, включая чтение методической литературы, консультации, подготовку пособий, составление конспектов уроков, проведение опытных уроков и их последующий подробный разбор (так называемые беседы). После практических занятий в образцовом училище при школе в течение всего последнего года обучения выпускницы выезжали в сельские школы на 2 недели для самостоятельного проведения всех видов работы учителя. Стремясь избежать формализма в преподавании педагогических дисциплин и оживить его, Ольденбург широко использовал художественную литературу, подчеркивая, что она имеет глубокое педагогическое содержание. В то же время он считал необходимым освоение полного систематического курса педагогики. В своей работе Ольденбург практиковал сочинения учениц на воспитательные темы, рассматривая их как средство развития педагогического мышления будущего учителя. Ольденбург изучал постановку обучения в школах Тверской губернии, выезжал в Англию и Германию для знакомства с опытом общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений. Способствовал распространению педагогических и научных знаний среди учителей начальных и средних школ Тверской губернии, основав в 1907 году педагогический кружок (насчитывал около 170 человек), ежегодно публиковавший в местной печати свои отчеты. Был создателем и руководителем земского справочно-педагогического бюро. Ольденбург положил начало организации текущей школьной статистики в России. В 1913-1914 гг. по совместительству читал курс лекций "Земство и народное образование" на экономическом отделении Петербургского политехнического института. Принимал активное участие в работе общеземских съездов по народному образованию (1911 г.) и статистике народного образования (1913 г.). Литература: Клевенский М., Ф. Ф. Ольденбург. (Некролог), "Вестник воспитания", 1914, № 6; Чехов H. В., Ф. Ф. Ольденбург. (Некролог), "Русская школа" 1914, № 9-10; Фальборк Г., Ф. Ф. Ольденбург 1862-1914. (Некролог), "Школа и жизнь", 1914, № 34; Корнилов А. А., Воспоминания о юности Ф. Ф. Ольденбурга, "Русская мысль", 1916, август; Сланевский В. У., К истории Тверской учительской школы II. П. Максимовича, «Советская педагогика», 1946, № 4-5. В. У. Сланевский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», т. 2, 1999, с. 83. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|