|
Мелани Клейн (Klein)(30.03.1882 г., Вена - 22.09.1960 г., Лондон) - английский психоаналитик австрийского происхождения. Одна из создателей детского психоанализа. Основатель игровой психоаналитической терапии. Автор теории объектных отношений. Училась в Будапеште и Берлине. Была учителем начальной школы. В силу жизненных обстоятельств не получила желаемого медицинского образования, но после знакомства с работами 3. Фрейда и при поддержке Ш. Ференци посвятила себя психоаналитической работе. Прошла курс дидактического психоанализа у Ш. Ференци (1914 г.) и К. Абрахама (1924 г.). Исследовала, таким образом, психоаналитические проблемы детского возраста. В 1921-1926 гг. по предложению К. Абрахама работала в Берлинском психоаналитическом институте, где занималась психоаналитическими исследованиями развития детей и опубликовала ряд работ. Разработала и применила усовершенствованные методики психоаналитического воздействия. В 1926 г., вскоре после смерти К. Абрахама (1925 г.), переехала в Лондон, где развивала теоретические воззрения и созданную ею игровую психоаналитическую терапию, ориентированную на изучение и лечение маленьких детей. В 1932 г. опубликовала работу «Детский психоанализ» , в которой изложила свои идеи о внутреннем мире ребенка и возможностях психоанализа. Разрабатывала теории о раннем детском развитии и объектных отношениях. Считала, что на психосексуальное развитие ребенка и формирование его характера влияют доэдиповы факторы, в том числе агрессия и различные конфликты. Первые проявления Эдипова комплекса относила к 2-3 годам жизни. Придавала большое значение инстинкту смерти и деструктивным процессам. Разработала концепцию проективной идентификации. Полагала, что основными детерминантами поведения индивидов и групп являются процессы идентификации. Значительно расширила содержание понятия трансфер и показала разнообразие форм проявления трансфера и контртрансфера (перенесения и контрперенесения). Модифицировала технику психоаналитической терапии. Исследовала маниакально-депрессивные состояния и депрессивные позиции, шизоидные механизмы, проблемы Эдипова комплекса, тревоги, чувства вины, фантазии, деструктивной агрессии, зависти, ненависти и др. Полемизировала с А. Фрейд по ряду проблем детского психоанализа. В. И. Овчаренко Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – Т. История психологии в лицах: Персоналии. – М., 2005. – С. 221-222. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|