|
Фрэнсис Бэкон (Bacon)(22.01.1561, Лондон, - 09.04.1626, там же), английский философ-материалист, юрист, государственный деятель. Избирался в парламент (впервые - в 1584). В 1617 лорд-хранитель печати, в 1618-1621 лорд-канцлер. Мировоззрение Бэкона сложилось в период зарождения капиталистических отношений, ознаменовавшийся распространением в британском обществе идей английского гуманизма. Основа философского учения Бэкона - поиск путей к овладению тайнами мироздания, к утверждению на земле "царства Человека", которое зиждется на достижениях опытной науки. На развитие педагогической мысли нового времени (от Я. А. Коменского до педагогики французского Просвещения) наибольшее воздействие оказали учение Бэкона о "призраках", или "идолах", разума, содержащее критический анализ психологических и отчасти социальных особенностей процесса познания, и разработанный им индуктивный метод исследования, содержащий такие элементы, как индукция, сравнение, наблюдение, эксперимент. Бэкон включал педагогику (как одно из ответвлений более широкого учения о передаче знаний) и учение о воспитании души, составляющее часть этики, в свою классификацию наук, по которой все накопленные и возможные знания разделяются соответственно трём способностям "разумной души" - памяти, воображению и рассудку. Бэкон отводил воспитанию и среде решающую роль в формировании сознания, интеллекта и духовных качеств человека. Назначение воспитания в том, чтобы внести разумное, рациональное начало в природную стихию человека, обуздать страсти и пороки, подчинив их сознательно избранной линии поведения, которая призвана обеспечить жизненный успех индивида, согласующийся с "общественным благом". Воспитание должно начинаться с раннего детства и постепенно дополняться элементами самовоспитания. Воспитание и образование отвлекают человека от дикости и варварства, предоставляют ему возможность осуществить своё высшее предназначение - познание сущности всех явлений и установление господства над природой. Выступая против отвлечённости ("книжной мудрости") схоластического образования, сохранявшего господствующие позиции в Англии 16 - начала 17 веков, Бэкон выступал за связь образования с реальной жизнью. Бэкон был убеждён, что "истина познания и истина бытия суть одна и та же", а познание отражает, копирует бытие. Задача обучения не только в том, чтобы сообщить учащимся сумму добытых наукой "отражённых истин", но и в том, чтобы вооружить их методом научного исследования, позволяющим устанавливать новые, неизвестные ранее истины, дать представление о сущности явлений, о "неизменных и нерушимых законах" природы. В основе педагогической системы Бэкона - посильность задач и достижимость целей, которые ставятся перед учащимися. Он выступал против насильственных методов обучения, поскольку человек по своей природе противится всему, что приобретает форму необходимости и насилия. Педагог должен выявить природные способности ученика, его склонности к тому или иному роду деятельности. Выделяя 2 приёма изложения материала - от простого к сложному и от сложного к простому, - Бэкон полагал, что их сочетание в наибольшей степени содействует развитию интеллектуальных и физических способностей человека. Отводил значительную роль в воспитании и образовании игре, благодаря которой легче усваивается то, что на первый взгляд не является главной целью того или иного действия, и различного рода упражнениям, направленным на развитие памяти и творческих способностей, а также на формирование положит, навыков и привычек. Бэкон - убеждённый сторонник такого воспитания и образования, которые способны поддержать у детей и юношества дух соперничества и позволяют широко использовать роль примера. Обучение в университетах и колледжах, организованное на принципах новой опытной науки, позволило бы, по мнению Бэкона, наиболее полно осуществить главную идею его педагогики - соединить теоретическое обучение с экспериментальной научной деятельностью. Эта идея оказала существенное влияние на создателей первых европейских научных академий. Сочинения: The works..., v. 1 - 14, L., 1968. Литература: Субботин А. Л., Ф. Бэкон, М.. 1974; Михаленко Ю. П., Ф. Бэкон и его учение, М., 1975 (лит.); Карев В. М., Этич. воззрения Ф. Бэкона, в кн.; Англия в эпоху абсолютизма, [М.], 1984; Farrington В., F. Bacon: philosopher of industrial science, N. Y., [1949]; Growther J. G., F. Bacon. The first statesman of science, L., 1960. B. M. Карев Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 124. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|