Леонид Абрамович Венгер

Леонид Абрамович Венгер

(26.05.1925 - 19.06.1992) - российский психолог, исследователь умственного развития дошкольников. Доктор психологических наук (1968 г.), профессор (1973 г.). Демобилизовавшись из армии после ВОВ, окончил психологическое отделение философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (1951 г.) и был направлен по распределению в г. Ленинабад Таджикской ССР. Работал преподавателем Учительского института, с 1957 г. - заведующий кафедрой педагогики и психологии Ленинабадского педагогического института. В 1960 г. переехал в Москву и до конца жизни работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста (с 1968 г.). Научную и научно-практическую работу совмещал с преподаванием в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина (с 1972 г.). Еще в студенческие годы Венгер начал исследование развития восприятия под руководством А. В. Запорожца. В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Восприятие отношений (на материале иллюзий тяжести и величины)», позднее обобщил результаты своих исследований в докторскую диссертацию: «Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте». В 1967 г. выходит книга «Восприятие и действие» (в соавторстве с А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко и А. Г. Рузской), а в 1969 г. - монография «Восприятие и обучение». В ней представлены результаты многолетних исследований, посвященных развитию перцептивных действий ребенка с первых месяцев жизни и до конца дошкольного возраста. Работая в русле культурно-исторической теории Л. С. Выготского, Венгер экспериментально обосновал гипотезу А. В. Запорожца о культурно выработанных сенсорных эталонах, опосредствующих человеческое восприятие. Были выделены и изучены ранние формы «предэталонов» (двигательных, а позднее - предметных), специфичные для младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Совместно с сотрудниками Венгер разработал диагностическую систему, позволяющую выявлять уровень сформированности различных видов перцептивных и интеллектуальных действий, складывающихся на протяжении дошкольного возраста («Диагностика умственного развития дошкольников», 1978 г.). В настоящее время эта система широко используется не только в России, но и в других странах мира. Важным вкладом Венгера в детскую психологию стала теория формирования познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных), положенная в основу разработанной под его руководством системы умственного воспитания дошкольников. Основным методом формирования познавательных способностей служит обучение детей умению представлять себе различные объекты и явления в виде моделей, то есть в обобщенной и схематизированной форме. Это обучение проводится в форме специфичных для дошкольного возраста «моделирующих» видов деятельности: игры, рисования, конструирования и т.п. Полевой эксперимент, проведенный в большом количестве детских садов, подтвердил правильность выдвинутых предположений. Концепция Венгера представлена в монографиях «Генезис сенсорных способностей» (1976 г.) и «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» (1986 г.). Им выпущена также серия книг для родителей «Домашняя школа мышления» (1982-1985 гг.), позволяющая развивать способности детей в условиях семейного воспитания. Ряд книг Венгера переведен на немецкий, английский, испанский и японские языки. В настоящее время его ученики в основанном ими Детском центре им. Л. А. Венгера (при Институте дошкольного образования РАО) продолжают на основе его концепции разрабатывать программы дошкольного воспитания («Развитие», 1994; «Одаренный ребенок», 1995), использующиеся в детских садах многих городов России.

А. Л. Венгер

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 98-99.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского