Бронислав Александрович Вяткин

Бронислав Александрович Вяткин

(родился 13.01.1935 г.) - российский психолог, специалист в области спортивной психологии, психологии индивидуальных различий, психологии личности. Доктор психологических наук (1982 г.), профессор (1984 г.), член-корреспондент РАО (2001 г.). Окончил факультет физического воспитания Пермского педагогического института (1958 г), в 1961 г. поступил в аспирантуру к B.C. Мерлину. В 1964 г, в Ленинградском государственном университете защитил кандидатскую диссертацию. С 1964 г. работал в Пермском пединституте на кафедре психологии (старший преподаватель, 1967 г.; доцент, 1978 г.). Одновременно был исполняющим обязанности заведующего кафедрой теоретических основ физического воспитания (1967-1978 гг.). В 1981 г. в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР защитил докторскую диссертацию на тему: «Влияние психического стресса на деятельность в спорте и управление им в зависимости от особенностей личности». С 1978 г. по 1985 г. работал в Пермском институте культуры, где организовал кафедру педагогики и психологии. С 1985 г. - заведующий кафедрой Пермского государственного педагогического института. С 1995 г. создает и возглавляет кафедру теоретической и прикладной психологии на созданном им же факультете психологии. Разработал концепцию психического стресса как целостного системного явления, определяемого несколькими системами различного иерархического уровня. Это позволило изменить представления о природе психического стресса и разработать конкретные пути управления им в зависимости от индивидуальности человека, т.е. дать научное обоснование процессу подготовки человека к деятельности в экстремальных условиях. Вяткин являлся психологом олимпийской сборной СССР в 1972 г. Автор монографий и учебных пособий: «Роль темперамента в спортивной деятельности» (1978 г.); «Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях» (1981 г.) (переведено в 1984 г. на итальянский язык); «Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ВУЗе культуры» (1988 г.); «Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в спортивной деятельности» (1989 г.); «Об одном из путей совершенствования подготовки студентов как будущих учителей» (1990 г.).

А. Н. Коновалов

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 117.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского