Морис Жозеф Равель

Морис Жозеф Равель (Ravel)

(07.03.1875 г., Сибур, Атлантические Пиренеи, – 28.12.1937 г., Париж), французский композитор, почётный доктор музыки Оксфордского университета (1929 г.). Отец Равеля – выходец из Швейцарии, мать – испано-баскского происхождения. Окончил Парижскую консерваторию. Ученик А. Жедальжа (контрапункт) и Г. Форе (композиция). Уже в студенческие годы создал талантливые произведения. Известность принесла ему "Павана на смерть инфанты" для фортепиано (1899 г.). Испытал влияние Э. Шабрие, Э. Сати, К. Дебюсси, а также Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского.

В своей музыке Равель развивал принципы импрессионизма. С наибольшей полнотой это отразилось в произведениях для фортепиано – "Игра воды" (1901 г.), "Отражения" (1905 г.), "Признаки ночи" (1908 г.), а также в балете "Дафнис и Хлоя" (либретто М. М. Фокина, 1911 г., постановка 1912 г., Париж). В ряде сочинений Равеля, постоянно тянувшегося к испанской музыке, нашли воплощение мелодика и ритмы Испании. Таковы шедевр оркестрового письма "Испанская рапсодия" (1907 г.), комическая опера "Испанский час" (1907 г., постановка 1911 г., Париж), популярнейшее "Болеро" для оркестра (1928 г.) и многие сочинения, непосредственно не связанные с испанской темой. Композитора привлекали также старинный и современный танец, джазовые ритмы. Танцевальными ритмами пронизаны "Благородные и сентиментальные вальсы" для фортепиано (1911 г.), "Испанская рапсодия", оперы "Испанский час", "Дитя и волшебство" (1925 г., Монте-Карло), хореографическая поэма "Вальс" (1920 г.). Джазовая музыка нашла отражение в сонате для скрипки и фортепиано (1927 г., 2-я часть – "Блюз"), фортепианном концерте для левой руки (1931 г., написан для австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку). Непревзойдённый мастер оркестра, Равель создал также замечательные образцы в других жанрах. Значительны его находки в области музыкальной декламации ("Естественные истории" для голоса и фортепиано, на тексты Ж. Ренара, 1906 г.; вокальные партии оперы "Испанский час" и др.). Музыка Равеля сочетает тонкую колористичность с ясностью мелодических линий, изысканную звукопись с ритмической определённостью, строгостью форм. Он упростил манеру изложения музыкальной мысли, но остался верным национальным классическим идеалам – ясности стиля, чувству меры и красоты. Равель – автор оркестрового переложения "Картинок с выставки" Мусоргского (1922 г.).

Во время 1-й мировой войны 1914 – 1918 гг. Равель был добровольцем на фронте. Своего рода данью погибшим на войне друзьям явилась сюита для фортепиано "Гробница Куперена" (1917 г.), каждая часть которой посвящена одному из них. Равель был также пианистом и дирижёром, концертировал (в 1928 г. дирижировал своими произведениями в США). Несколько последних лет из-за тяжёлой болезни мозга почти не работал. Яркое и оригинальное, оптимистическое творчество Равеля глубоко гуманистично, наряду с Дебюсси он является крупнейшим композитором Франции 20 века.

Литература: Цыпин Г., Морис Равель, М., 1959; Равель в зеркале своих писем. Сост. М. Жерар и Р. Шалю, [пер. с франц.], Л., 1962; Крейн Ю., Симфонические произведения М. Равеля, М., 1962; его же, Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля, М., 1966; [Равелиана], "Советская музыка", 1962, № 12; Альшванг А., Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; Roland-Manuel A., Maurice Ravel, P., 1948; Landowski W., М. Ravel, sa vie, son œuvre, P., 1950; Long М., Au piano avec М. Ravel, P., 1971.

И. А. Медведева

Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 21, 1975, с. 322.

В фонде библиотеки имеются следующие издания: