Александр Афанасьевич Потебня

Александр Афанасьевич Потебня

[10(22).09.1835—29.11(11.12).1891] — культуролог, лингвист, философ. Родился в с. Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье. В 1851 поступил в Харьковский университет на юридический факультет, однако после 1-го курса перевелся на историко-философский факультет, который окончил в 1856. Сдал магистерский экзамен по славянской филологии и был оставлен при университете. В 1862 был одним из первых, отправленных Харьковским университетом для стажировки за границу. Учился в Германии, в Берлине. До защиты докторской диссертации ("Из записок по русской грамматике". Ч. I и II) Потебня был доцентом, потом — экстраординарным и ординарным профессором по кафедре русского языка и словесности. Вся жизнь и научное творчество Потебни прошли в стенах Харьковского университета. На формирование демократических, свободолюбивых политических воззрений Потебни большое влияние оказала трагическая судьба его брата — Андрея Афанасьевича Потебни,— активного члена "Земли и воли", погибшего во время польского восстания 1863. Демократические симпатии Потебни, которых он не скрывал, послужили причиной настороженного отношения к нему со стороны официальных властей. Главный научный интерес Потебни лежал в сфере изучения соотношений языка и мышления. Он развивает учение, согласно которому каждое слово по своей структуре представляет собой единство членораздельного звука, внутренней формы слова и абстрактного значения. Внутренняя форма слова связана с наиболее близким этимологическим значением слова и служит, в качестве представления, каналом связи между чувственным образом и абстрактным значением. Слово с его внутренней формой служит средством "перехода от образа предмета к понятию". По мнению Потебни, "язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать ее", т. е. мысль может осуществляться лишь в стихии языка. Многие мысли и идеи Потебни, высказанные в общей форме и как бы "по ходу дела" и четко сформулированные позже другими мыслителями, легли в основу многих современных областей гуманитарного знания. Так произошло, например, с высказанными Потебнёй идеями о необходимости различения языка и речи, синхронии и диахронии в языке. Потебня был создателем или стоял у истоков рождения исторической грамматики, исторической диалектологии, семиотики, социолингвистики, этнопсихологии. Философско-лингвистический подход позволил Потебне увидеть в мифе, фольклоре, литературе различные знаково-символические системы, производные по отношению к языку. Так, миф, с точки зрения Потебни, не существует вне слова. Решающее значение для возникновения мифов имела внутренняя форма слова, которая выступает посредником между тем, что объясняется в мифе и тем, что он объясняет. При этом в качестве объясняющего выступают этимологическо-языковые ресурсы носителей языка, в которых запечатлен их хозяйственно-производственный опыт. Миф есть акт "объяснения неизвестного (х) посредством совокупности прежде данных признаков, объединенных и доведенных до сознания словом или образом (а)". Большое значение для философских взглядов Потебни имеют категории "народ" и "народность". Отталкиваясь от идей В. фон Гумбольдта, Потебня считал народ творцом языка. Вместе с тем он подчеркивал, что именно язык, раз возникнув, обусловливает дальнейшее развитие культуры данного народа. С точки зрения Потебни, нигде так полно и ярко не проявляется дух народа, как в его народных традициях и фольклоре. Именно здесь создаются те духовные ценности, которые затем питают профессиональное искусство и творчество. Потебня сам был неутомимым собирателем русского и украинского фольклора, много сделал в плане доказательства единства базовых фольклорно-мифологических сюжетов двух братских славянских народов. Сформулированная им проблема "язык — нация" получила развитие в трудах Д. Н. Овсяннико-Куликовского, Д. Н. Кудрявцева, Н. С.Трубецкого, Г. Г. Шпета. Исследования Потебни в области символики языка и художественного творчества привлекли в XX в. самое пристальное внимание теоретиков символизма. Многочисленные переклички с идеями Потебни содержатся в работах Вячеслава Иванова, Андрея Белого, В. Брюсова и других символистов.

Сочинения: Из записок по теории словесности. (Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое). Харьков, 1905; О некоторых символах в славянской народной поэзии. 2-е изд. Харьков, 1914; Из лекций по теории словесности. 3-е изд. Харьков, 1930; Из записок по русской грамматике. 3-е изд. Т. 1—2. М., 1958; Из записок по русской грамматике. 2-е изд. Т.3. М., 1968; Эстетика и поэтика. М., 1976; Слово и миф. М., 1989 (здесь: Раздел I — "Философия языка", раздел II — "От слова к символу и мифу"); Теоретическая поэтика. М., 1990.

А. В. Иванов

Источник: Большая биографическая энциклопедия. 2009

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского