Наталья Александровна Менчинская

Наталья Александровна Менчинская

(15.01.1905, Ялта - 06.07.1984) – российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, одна из основательниц психологии обучения в СССР. Доктор психологических наук (1952 г.), профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968 г.).

Закончила Крымский педагогический институт (1927 г.) и аспирантуру Института научной педагогики при 2-м Московском государственном университете (1930 г.), где под руководством Л.С. Выготского защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников. С 1930 г. преподавала в Уральском индустриально-педагогическом институте (г. Свердловск, ныне Екатеринбург). С 1932 г. в Москве в Институте психологии заведовала лабораторией психологии учения и умственного развития школьника (1937 – 1981 гг.). В 1952 г. защитила докторскую диссертацию «Психология обучения арифметике». С 1955 г. по 1965 г. была ученым секретарем и заместителем директора института по научной работе. Занимаясь вопросами психологии обучения и дидактики, особое внимание уделяла исследованиям проблем неуспеваемости учащихся, в ходе которых были вскрыты причины трудностей в обучении, обоснованы пути и способы повышения усвоения знаний («Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н. А. Менчинской, М., 1971 г.).

Центральной исследовательской задачей Менчинской и возглавляемого ею научного коллектива являлось изучение закономерностей процесса усвоения знаний и приемов работы над учебным материалом («Развитие арифметических операций у детей школьного возраста», 1934 г.; «Психология обучения арифметике», 1955 г.; «Психология усвоения знаний в школе», в соавторстве, 1959 г.). Научные разработки Менчинской были тесно связаны с практикой школьного обучения, большинство исследований выполнялось совместно с дидактами и методистами, внедрялось в программы, учебники и учебные пособия. В работах Менчинской утверждался принцип единства обучения и воспитания; процесс усвоения знаний рассматривался как важнейшее условие психического развития учащихся; исследовалось становление личности в обучении, прослеживалось преобразование знаний в убеждения, являющиеся основой формирования активной жизненной позиции учащихся («Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников» / под ред. Н. А. Менчинской, М., 1968 г.; «Психологические проблемы активности личности в обучении». М., 1971 г.). В другой группе работ Менчинская вскрывает закономерности психического развития ребенка («Развитие психики ребенка. Дневник матери», 1957 г.; «Вопросы умственного развития ребенка», 1970 г.).

И. Е. Сироткина

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 301-302.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского