|
Иван Петрович Кулибин[10(21).04.1735 г., Нижний Новгород, - 30.07(11.08).1818, там же], русский механик-изобретатель. Родился в семье мелкого торговца. С ранних лет обнаружил исключительные способности к изготовлению различных механических устройств. Особое внимание в юношеские годы уделял изучению часовых механизмов. В 1764-1767 гг. создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия. Эти часы Кулибин преподнёс в 1769 г. Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской Академии наук. Здесь Кулибин сконструировал "планетные" карманные часы, применив в них компенсационное устройство новой системы; кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты башенных часов, миниатюрных "часов в перстне". Разработал также новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и других оптических приборов. В 70-х гг. 18 в. спроектировал деревянный одноарочный мост через реку Неву с длиной пролёта 298 м (вместо применявшихся ранее 50-60-м пролётов), предложив использовать оригинальные фермы с перекрёстной решёткой. В 1776 г.построенная Кулибиным модель этого моста в 1/10 натуральной величины была испытана специальной академической комиссией. Проект Кулибина получил высокую оценку Л. Эйлера, Д. Бернулли и др., но осуществлен не был. С 1801 Кулибин работал над вариантами металлического моста, однако и эти интересные проекты, несмотря на полную техническую обоснованность, были отклонены правительством. Всего Кулибин разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлических мостов. В 1779 г. сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных целях - для освещения мастерских, судов, маяков и т. д. Кулибиным была изготовлена (1791 г.) повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали. В том же году разработал конструкцию "механических ног" - протезов (этот проект после войны 1812 г. был использован одним из французских предпринимателей). В 1793 г. построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку. Создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние (1794 г.). В 1801 Кулибин был уволен из академии и вернулся в Нижний Новгород. Здесь он разработал способ движения судов вверх по течению рек и в 1804 г. построил "водоход", работу над которым он начал ещё в 1782 г.. Испытания показали полную пригодность и экономичность таких судов, однако и это изобретение Кулибина не было использовано, а само судно через некоторое время было продано на слом. К этому же периоду относятся работы Кулибина по применению паровой машины для движения грузовых судов. Автор многих других проектов (приспособление для расточки и обработки внутренних поверхности цилиндров, машина для добычи соли, сеялка, различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции, фортепьяно). В последние годы жизни Кулибин находился в крайне тяжёлых материальных условиях. Литература: Свиньин П., Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения, СПБ, 1819; Пипуныров В. Н., Иван Петрович Кулибин. Жизнь и творчество, М., 1955; Рукописные материалы И. П. Кулибина в Архиве Академии наук СССР. Научное описание с приложением текстов и чертежей, М.- Л., 1953 (АН СССР. Труды архива, в. 11). Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 13, 1973, с. 585. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|