Вячеслав Андреевич Иванников

Вячеслав Андреевич Иванников

(р. 01.03.1940 г.) – российский психолог, специалист в области проблем общей психологии и психофизиологии, мотивации поведения, волевой регуляции деятельности. Доктор психологических наук (1989 г.), профессор (1992 г.). Член-корреспондент Российской академии образования (1992 г.), вице-президент Общества психологов Российской академии наук (с 1992 г.).

Образование получил в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета (1966 г.) и аспирантуру при МГУ (1969 г.). Ученик А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, И. М. Фейгенберга. В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Преднастройка к действиям и ее связь с вероятностным прогнозом». С 1969 г. и по настоящее время работает на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ. В 1973 – 1983 гг. – заместитель декана по учебной работе, профессор кафедры общей психологии (с 1992 г.), профессор кафедры психологии личности (с 1999 г.). В 1989 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психологический механизм волевой регуляции». Совмещал научно-организационную и преподавательскую работу в Университете Российской академии образования (проректор, 1996 – 2000 гг.; заведующий кафедрой общей психологии, 1997 – 2000 гг.).

Иванников – инициатор и руководитель ряда государственных и международных программ: «Социальная помощь детям и подросткам», «Дети Чернобыля», «Дети риска», которые стали важными составляющими президентской программы «Дети России» (с 1994 г.). Его работа в качестве ученого секретаря Координационного Совета по психологии Министерства образования Российской Федерации (с 1997 г.) способствовала появлению новых образовательных программ в рамках высшего психологического образования. Научно-исследовательская работа Иванникова была преимущественно связана с разработкой новых представлений о потребностях, как жизненных задачах, характеризующих отношения в системе «организм, субъект, личность – среда». Мотивация рассматривается им как особое внутреннее действие по созданию побуждения к действию; намеренное изменение смысла действий выступает как психологический механизм волевой регуляции, а сама волевая регуляция как личностный уровень произвольной регуляции. Результаты этих исследований отражены в монографиях: «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям», М., 1978 г.; «Психологические механизмы волевой регуляции», М., 1991 г.; и др. работах.

О. Г. Носкова, А. Н. Коновалов

Источник:История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 193.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского