|
Павел Николаевич Игнатьев[30.06(12.07).1870 г., Константинополь, – 12.08.1945 г., Мельбурн, провинция Квебек, Канада], государственный и общественный деятель. Учился в Петербургском университете и в Сорбонне. После окончания Киевского университета (1892 г.) служил по ведомству Министерства внутренних дел. Был предводителем дворянства в Липовецком уезде Киевской губернии, в 1907 – 1908 гг. Киевский губернатор. В 1912 – 1915 гг. товарищ главноуправляющего землеустройством и земледелием (курировал, в частности, и сельскохозяйственное образование). В январе 1915 – декабре 1916 г. министр народного просвещения. После Октябрьской революции в эмиграции. Почетный член Российской Академии наук (1917 – 1928 гг.; восстановлен посмертно в 1990 г.). Под руководством Игнатьева был разработан проект реформы системы образования в соответствии с перспективами развития России в ряду индустриальных стран. Предложения Игнатьева учитывали актуальные педагогические теории (Дж. Дьюи и др.), опыт организации школьного образования в США, Франции, Великобритании и других государствах. Начальной ступенью обучения намечались 1-4-е классы народной школы (или 1-3-е классы высшего начального училища или гимназии). Наиболее последовательными были планы реформы общего среднего образования: предполагалась единая школа (гимназия) с 7-летним сроком обучения и 2 ступенями (1-3-е и 4-7-е классы). После 4-го гимназического класса учащиеся разделялись по принципу академической фуркации на направления: новогуманитарное (основные предметы: словесность, родной и иностранные языки, история и др.); гуманитарно-классическое (углублённое изучение древних языков), реальное (по отделениям: естественных наук и математики). Стратегической целью реформы школы выдвигалось освоение учащимся знаний и умений, необходимых как для дальнейшей деятельности в избранной области, так и для продолжения образования; предполагалась преемственность программ средней школы и последующих этапов профессиональной подготовки. К основным задачам школы относилось формирование у учащихся национального самосознания. В структуре школьного учебного плана доминировали русский язык и литература, история и география России. Нерусским предоставлялись возможности освоения (в т. ч. и в средней школе) культурного наследия своих народов. Школе придавалось приоритетное значение. Подчёркивалась необходимость соответствия школы потребностям общества и интересам национальной экономики. Задачи обучения и воспитания рассматривались в комплексе. Учебные предметы делились на 2 группы: образовательные (русский язык, математика, химия и др.) и воспитательные (основы мировой культуры, рисование, пение, физические упражнения, знакомство с искусством и др.). Учебный план строился на принципах содействия всестороннему развитию учащихся и трудового начала (которое понималось как воспитательное средство, а не фактор профессиональной подготовки). Программы по 16 предметам нацеливали на углублённое изучение обязательных и профильных дисциплин, использование краеведческого материала, развитие инициативы преподавателей. Намечалась трансформация системы управления народным образованием и его демократизация. Большая роль в осуществлении реформ отводилась самоуправлению в учебных заведениях. При гимназиях наряду с педагогическими советами создавались комитеты из представителей общественности, родительские советы. Педагогическим советам предоставлялось право самостоятельно разрабатывать планы и программы, решать хозяйственные вопросы. В период деятельности Игнатьева на посту министра увеличились ассигнования на народное образование, выросла сеть высших и средних учебных заведений. Игнатьев оказывал поддержку новым (женским и частным) вузам. В марте 1916 г. создал Совет по делам высших учебных заведений и межведомственный Совет по делам профессионального образования. По его инициативе проведены два совещания попечителей учебных округов (февраль 1915 г. и март 1916 г.), ряд съездов педагогической общественности по обсуждению реформы. Проекты Игнатьева были отклонены правительством, и он был вынужден выйти в отставку. Реформа не была реализована, но её многие идеи, особенно материалы учебных программ, использованы при создании советской школы, а также служили основным руководством для русских школ за рубежом. Литература: Материалы по реформе средней школы. П., 1915; Дудниченко И. И. Граф Игнатьев и развал школы. Саратов, 1916; Поляков С. Н. К вопросу о реформе средней школы. Тула, 1916; Клюжев И. С. Граф П. Н. Игнатьев и наше народное образование // Вестник воспитания. – 1917. – № 2; Иванцов Н. Реформа средней школы // Вестник воспитания. – 1917. – № 4 - 5; Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы. M., 1956; Кузьмин H. H. Основные вопросы реформы средней общеобразовательной школы (гимназии и реальных училищ) в период нового революционного подъема и первой мировой войны // Ученые записки МОПИ им. Н. К. Крупской. – 1958. – Т. 68; Цирульников А. М. Из тайных архивов русской школы. М., 1992; Strakhоvskу L. A., Gount P. N. Ignatyev, reformer of russian education // Slavonic and East European Review. – 1957. – Вып. 36. – № 86. M. В. Богуславский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 335-336. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского
|