|
Александр Сергеевич Грибоедов[04(15).01.1795 г., Москва, – 30.01(11.02).1829 г., Тегеран], русский писатель и дипломат. Родился в старинной дворянской семье. Получил разностороннее образование. Занимался музыкой (известны два вальса Грибоедова). В 1806 г. поступил в Московский университет, в 1810 г. окончил словесный и юридический факультеты, затем учился на физико-математическом факультете. В 1812 г. поступил добровольцем в армию, но в военных действиях не участвовал. В 1817 г. зачислен в Коллегию иностранных дел. В Петербурге познакомился с А. С. Пушкиным, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым. Ранние литературные опыты Грибоедова – комедии "Молодые супруги" (1815 г.), "Своя семья" (1817 г., в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким). В комедии "Студент" (1817 г., совместно с П. А. Катениным) уже виден будущий реалист-сатирик. В 1818 г. назначен секретарём русской миссии в Тегеране. С 1822 г. был в Тбилиси секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе А. П. Ермолове. Здесь Грибоедов начал писать комедию "Горе от ума", замысел которой возник, по-видимому, ещё в 1816 г. Завершена работа над пьесой в Петербурге (1824 г.), где Грибоедов попал в атмосферу созревавшего заговора декабристов. Близкими друзьями Грибоедова были К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Кюхельбекер, А. И. Одоевский. Как и декабристы, Грибоедов ненавидел самодержавно-крепостнический строй, но скептически относился к возможности успеха военного заговора. "Горе от ума" – главное произведение Грибоедова. В нём отразилась целая историческая эпоха. Драматический конфликт комедии был выражением борьбы двух общественных лагерей: феодально-крепостнической реакции и передовой молодёжи. В комедии дана также, говоря словами Пушкина, "...резкая картина нравов" барской Москвы (см. Полн. собр. соч., т. 10, 1958, с. 121). "Век минувший" фамусовых враждебен культуре, просвещению, социальному и духовному прогрессу. В образе Скалозуба воплощены черты аракчеевской реакции: именно скалозубы расстреливали потом декабристов на Сенатской площади Петербурга. Молчалин стал нарицательным обозначением лакейского угодничества и лицемерия, символом морального рабства. Крепостническому дворянству, как и поверхностному дворянскому либерализму (образ Репетилова), противопоставлен Чацкий, которого А. И. Герцен назвал декабристом. В его образе Грибоедов отразил протест против деспотизма, борьбу за национальную самобытность русской культуры против рабского преклонения перед иностранным. Царская цензура не разрешила печатание комедии; в 1825 г. были опубликованы лишь отрывки из неё в альманахе "Русская Талия"; первое издание, урезанное цензурой, появилось в 1833 г. (полный текст опубликован в 1862 г.). Комедия стала расходиться в списках. Декабристы распространяли её в целях пропаганды своих идей. В глазах последующих поколений Чацкий стал символом протеста против всего отжившего и реакционного, борьбы за новое, передовое. Появление комедии "Горе от ума" предвещало близкую победу реализма в русской литературе. Жизнь, человеческие характеры Грибоедов раскрыл конкретно-исторически. Сила грибоедовского реализма сказалась в изображении людей и нравов в зависимости от общественной среды, в умении запечатлеть существенные стороны действительности, создавать типические характеры, обобщать социальные явления в живых индивидуализированных образах. Мастер драматургической композиции, Грибоедов с нарастающим напряжением ведёт действие комедии, переплетая драму любви Чацкого с его общественной драмой. Грибоедов выступает как новатор, заменяя обычное классицистское пятиактное членение пьесы четырёхактным и взамен канонического александрийского стиха применяя свободный и живой, разностопный ямбический стих, восходящий к стиху басен И. А. Крылова. "О стихах я не говорю: половина – должна войти в пословицу", – отметил Пушкин (там же, с. 122). Наряду с Крыловым и Пушкиным Грибоедов создавал русский литературный язык. Поставленная впервые в Москве в 1831 комедия Грибоедова вплоть до нашего времени была реалистической школой для многих поколений русских актёров. Возвратившись в 1825 г. на Кавказ, Грибоедов получил известие о разгроме восстания 14 декабря. В январе 1826 г. в крепости Грозный Грибоедов был арестован и находился в Петербурге под следствием по делу декабристов до 2 июня 1826 г. Доказать его участие в заговоре не удалось, но за Грибоедовым был установлен секретный полицейский надзор. Возвратившись в сентябре 1826 г. в Тбилиси, Грибоедов продолжал дипломатическую деятельность; с 1827 г. ему поручено ведать сношениями с Турцией и Ираном. По окончании русско-иранской войны 1826 – 1828 гг. участвовал в выработке выгодного для России Туркманчайского мирного договора, текст которого доставил в марте 1828 г. в Петербург. Грибоедов привёз план и отрывки начатой им романтической трагедии "Грузинская ночь" (опубликована в 1859 г.). Направленный в апреле 1828 г. полномочным министром-резидентом (послом) в Иран, Грибоедов отнёсся к этому назначению как к политической ссылке. По пути в Иран Грибоедов снова провёл несколько месяцев в Грузии; в Тбилиси женился на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, грузинского поэта А. Чавчавадзе. В качестве посла Грибоедов проводил твёрдую политику. "...Уважение к России и к ее требованиям, вот мне что нужно", – говорил он (Соч., 1945, с. 550). Опасаясь усиления русского влияния в Иране, агенты английской дипломатии и реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию. Во время разгрома миссии Грибоедов был убит. Похоронен в Тбилиси на горе Давида. Литература: Белинский В. Г., "Горе от ума", Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953; Гончаров И. А., "Мильон терзаний". Собр. соч., т. 8, М., 1952; А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников, М., 1929; Пиксанов Н. К., Творческая история "Горя от ума", М. - Л., 1928; Литературное наследство, т. 47-48 [Грибоедов], М., 1946; Нечкина М. В., А. С. Грибоедов и декабристы, 2 изд., М., 1951; Орлов В. Н., Грибоедов, 2 изд., М., 1954; Петров С., А. С. Грибоедов, 2 изд., М., 1954; А. С. Грибоедов в русской критике, М., 1958; Попова О. И., Грибоедов - дипломат, М., 1964; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М. - Л., 1962. С. М. Петров Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 7, 1972, с. 320-321. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|