|
Виктор Эмиль Франкл (Frankl)(26.03.1905, Вена, Австро-Венгрия — 02.09.1997, Вена, Австрия) – австрийский психиатр и психолог экзистенциалистской ориентации; создатель нового направления в психотерапии – логотерапии (так называемой третьей Венской школы психотерапии). Доктор медицины (1930 г.) и философии (1949 г.). Заведовал нервным отделением Ротшильдовской клиники в Вене (1940 – 1942 гг.); узник нацистских концлагерей (1942 – 1945 гг.); директор Венской неврологической поликлиники (1946 – 1970 гг.); доцент (1947 – 1955 гг.) и профессор (с 1955 г.) Венского университета. В разные годы профессор ряда университетов США. Президент австрийского общества врачей-психотерапевтов, почетный доктор ряда университетов США, лауреат премии им. Альберта Швейцера (1977 г.). После кратких периодов юношеского увлечения сначала учением З. Фрейда, затем А. Адлера, Франкл пришел к выводу о неудовлетворительности подходов в русле глубинной психологии, не учитывающих «вершинные» свойства и проявления личности. К концу 1930-х гг. относится становление собственных идей Франкла, наметивших новый оригинальный подход в теории личности и психотерапии. Эти идеи окончательно оформились и прошли проверку жизнью в годы пребывания Франкла в Аушвице (Освенциме) и других нацистских концлагерях. Философские, психологические и клинические воззрения Франкла были изложены в ряде его книг, вышедших в конце 1940-х – начале 1950-х гг. и с тех пор не претерпели заметных изменений, развиваясь, уточняясь, и дополняясь новыми данными. Теория личности Франкла состоит из трех частей: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Этот смысл находится не в самом человеке, а во внешнем мире и не побуждает человека изнутри как имманентное влечение, а заставляет его стремиться к реализации чего-то, что находится вне его самого. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной особого рода ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни. Вопрос о смысле жизни не может быть абстрактным. Смысл жизни меняется от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Человек при этом находится в положении не спрашивающего, а отвечающего на этот вопрос, который ставит перед ним жизнь, и несет ответственность за то, как он ответит на этот вопрос своими реальными поступками. Помимо уникальных смыслов существуют ценности – смысловые универсалии, кристаллизирующие в себе обобщенный опыт раскрытия человечеством смысла типичных ситуаций. Ценности и смыслы выполняют одну и ту же функцию. Франкл описывает три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества, в первую очередь труд; ценности переживания, в частности любовь, и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Смысл жизни можно найти в любом из этих трех обличий; из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Смыслы не даются нам изначально, но и не изобретаются нами; их нужно искать и находить во внешнем мире. Усмотрение смысла в конкретной ситуации Франкл характеризует как осознание возможностей действия по отношению к данной ситуации. Логотерапия направлена, в частности, на расширение возможности видеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, из которых истинен только один. Определить его помогает человеку специальный орган – совесть. Смысл должен быть не только найден, но и реализован. Ограниченность, конечность и необратимость бытия человека в мире возлагает на него ответственность за осуществление смысла его жизни. Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя; так называемая самоактуализация является лишь побочным продуктом осуществления смысла. Смысл жизни человека определяет смысл его личности. Вопросы о смысле бытия в целом, Вселенной, истории находятся, согласно Франклу, за пределами возможностей человеческого познания, что не равнозначно, впрочем, утверждению об их бессмысленности. В своем учении о свободе воли Франкл дискутирует с идеей пандетерминированности человеческого поведения. Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, Франкл указывает на возможность человека занять по отношению к ним определенную позицию, так, что они перестают непосредственно определять его поведение. Франкл выделяет три онтологических измерения (уровня существования) человека: биологическое измерение, психологическое измерение и ноэтическое или духовное измерение. Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в детерминации поведения. Тем самым человек обладает определенной свободой по отношению даже к собственным потребностям; «человек – это нечто большее, чем психика». Франкл не отрицает детерминизма; однако у человека он предстает как самодетерминация, механизмы которой принадлежат к ноэтическому измерению человека. Воплощением самодетерминации человека выступают две его фундаментальных онтологических характеристики: способность к самотрансценденции, направленности вовне себя, и способность к самоотстранению, к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Эти две способности выступают обоснованием разработанных Франклом психотерапевтических методик дерефлексии и парадоксальной интенции, оказавшихся эффективными при лечении ряда невротических расстройств. Свобода воли в понимании Франкла неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол. Представления Франкла о ноэтическом измерении человека допускают как религиозную, так и атеистическую его интерпретацию. Хотя Франкл не скрывает своей религиозности, он убежден, что логотерапевтические методы должны быть эффективными в руках как материалистически, так и религиозно ориентированных специалистов и быть способны помочь как верующим, так и неверующим пациентам, что подтверждено многолетней практикой. Публичные лекции Франкла и его книги завоевали заслуженное признание не только на родине, но и в Германии, Италии, Польше, США, Японии, Южной Америке, России и других странах. В 1991 г. в Вене создан международный Институт Виктора Франкла для координации деятельности логотерапевтов в международном масштабе и обработки личных архивов Франкла. Основные труды: «Die Psychotherapie in der Praxis», Wien, 1947 г.; «Der unbewusste Gott», München, 1948 г.; «Theorie und Therapie der Neurosen», München; Basel, 1956 г.; «The doctor and the soul», N.Y., 1955 г.; «Man’s search for meaning», 1959 г., 1962 г., 1984 г. (в русском переводе «Человек в поисках смысла». М.: Прогресс, 1990 г.); «Psychotherapy and Existentialism», N.Y., 1967 г.; «The will to meaning», N.Y., 1969 г.; «Anthropologische Grundlagen der Psychotherapie», Bern, 1975 г.; «The unheard cry for meaning», N.Y., 1978 г.; «Поиск смысла жизни и логотерапия»// «Психология личности: тексты», М.,1982 г. Д. А. Леонтьев Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 499-501. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского
|