Пётр Михайлович Ершов

Пётр Михайлович Ершов

(1910 – 1994 гг.) – русский актер, режиссер, теоретик театра, исследователь психологии человеческого поведения. Кандидат искусствоведения (1947 г.). В 1935 г. окончил Театрально-литературную мастерскую под руководством А. А. Дикого. С 1936 г. по 1944 г. Ершов – актер Театра-студии А. А. Дикого, БДТ им. М. Горького, Фронтового театра и др. С 1944 г. целиком посвятил себя научно-исследовательской, режиссерской и педагогической работе. Поставил более двадцати спектаклей в разных театрах страны. Преподавал в театральных вузах Москвы и Владивостока.

Ершов внес значительный вклад в разработку идей К. С. Станиславского о специфике творчества актера, разработал оригинальную классификацию действий, опираясь на естественнонаучные представления о выразительности человеческого движения, исследовал природу режиссерского искусства как борьбу (общение), раскрыл закономерности взаимосвязи потребностей, мотивации и выразительных особенностей поведения. Исследуя проблему выразительности действий, Ершов настаивал на неразрывности связи психического и физического, внутреннего и внешнего («Технология актерского искусства», 1959 г., 1992 г.). В каждом действии он предлагал видеть три слагаемых элемента: оценку, пристройку и воздействие, что вооружало актера технологией актерского искусства. Суть ее состояла в технике бессловесных действий, технике словесных действий и параметров взаимодействий (борьбы).

По мнению Ершова, как музыка складывается из нот, так человеческая речь состоит из одиннадцати простых способов словесных воздействий: звать, объяснять, отделываться, удивлять, предупреждать, просить, приказывать, узнавать, утверждать, упрекать, ободрять. При этом общение людей может быть измерено по пяти основным параметрам- шкалам: наступление – оборона, дело – позиция, сила – слабость, дружественность – враждебность, добыча информации – выдача информации («Режиссура как практическая психология», 1972 г.).

С начала 1960-х годов Ершов совместно с физиологом, академиком П. В. Симоновым приступил к изучению связи поведения с мотивами и потребностями человека. («Темперамент. Характер. Личность», 1984 г., в соавторстве с П. В. Симоновым; «Потребности человека», 1990 г.). В своей последней работе «Искусство толкования: Режиссура как художественная критика» (1973 г., 1992 г.) Ершов исследует вопросы толкования поведения и переживаний человека, взаимосвязи желаний, целей, нужд и потребностей. Называя истоки многообразия желаний, Ершов в классификацию потребностей человека включает не только биологические, социальные и идеальные, но и потребность в преодолении препятствий (воля), в вооруженности, этнические и идеологические потребности.

Открытия и разработки Ершова имели большое значение для изменения понимания жизни человеческого духа (К. С. Станиславский), очищения театрального искусства от рутинных представлений о творческом процессе, для использования науки о театре в смежных областях человековедения: философии, педагогике, психологии, литературоведении и т.п.

А. П. Ершова

Источники: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 173. 

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского