|
Фёдор Фёдорович Брюховецкий[16(29).05.1915 г., Екатеринодар, ныне Краснодар, – 18.03.1991 г., там же], педагог, кандидат педагогических наук (1964 г.). По окончании Кубанского педагогического института преподавал в школах: на станции Зверево Северо-Кавказской железной дороги, в селе Шарыпово Красноярского края (1942 – 1943 гг.). В 1943 – 1985 гг. директор средней школы в Краснодаре. Основной целью воспитания учащихся Брюховецкий ставил сплочение целостного коллектива на основе совместной творческой деятельности и "перспективы завтрашней радости". Создавая на принципах гуманизма творческий коллектив детей и взрослых, развивал идеи организации коллектива А. С. Макаренко (опора на традиции, педагогический коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответственной зависимости, детское самоуправление и др.). Творчески применил эти идеи в практике массовой школы и дополнил оригинальным содержанием с учётом социальных условий воспитания в послевоенные годы. Ежегодные общешкольные праздники "За честь школы", "Последний звонок" и другие становились значительными событиями в жизни учащихся, оказывали большое воспитательное влияние. Непринуждённая атмосфера общения, выставки, концерты художественной самодеятельности, фестивали привлекали к себе не только учащихся, но и родителей, шефов. Школа была культурным центром города. Важнейшая черта воспитательной системы Брюховецкого – опыт трудовой коллективной деятельности учителей, учащихся и родителей как источник коллективных действий и переживаний, взаимодействие школы и трудового коллектива шефского предприятия. Брюховецкий сформировал новый тип объединения воспитателей – коллектив педагогов, родителей и шефов. Рассматривая педагогический коллектив как единство индивидуальностей, он поддерживал между учителями отношения делового сотрудничества, взаимной зависимости, неформального дружеского общения, тактичности, заботы о судьбе коллег. Под влиянием норм и ценностей педагогического коллектива складывался коллектив учащихся. Значительную роль в развитии гражданских качеств личности учащихся сыграло введение детского самоуправления, организованного на демократических началах (дежурство учащихся, совет актива, два учкома – по сменам и др.). Гуманистическая воспитательная система Брюховецкого способствовала превращению школы в центр научных и творческих идей педагогов-единомышленников, в источник передового опыта для других школ и исследовательских коллективов страны. С 1951 г. школа Брюховецкого – опорная база Научно-исследовательского института общих проблем воспитания. Литература: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961 - 1986 гг. М., 1987. С. 288-289; Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. М., 1989. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 113-114. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|