Александр Николаевич Бенуа

Александр Николаевич Бенуа

[21.04(03.05).1870 г., Петербург, – 09.02.1960 г., Париж], русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Искусству обучался самостоятельно. Жил в Петербурге. В 1896 – 1898 гг. и 1905 – 1907 гг. работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения "Мир искусства" и журнала того же наименования. В своей книге "История русской живописи в 19 веке" (ч. 1-2, СПБ, 1901-1902 гг.) и статьях начала 1900-х гг. Бенуа подверг критике академическое искусство, а также выступил с идеалистических позиций против эстетики Н. Г. Чернышевского и гражданственности живописи передвижников, выдвинув главным критерием оценки произведений искусства их "художественность". От некоторых полемически заострённых оценок Бенуа впоследствии отказался. Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства XVIII - 1-й четверти XIX вв., Бенуа был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (сборники "Художественные сокровища России", редактировал в 1901 – 1903 гг.; журнал "Старые годы"; Музей старого Петербурга и т.д.). В предреволюционные годы выступал против крайних формалистических направлений. С 1917 г. Бенуа принимал активное участие в организации охраны памятников искусства и в перестройке музейного дела (особенно в реорганизации Эрмитажа, заведующим картинной галереей которого он был в 1918 – 1926 гг.).

Ощущение кризиса буржуазного общества и неизбежности революционных потрясений приводит Бенуа к поискам "вечных", "устойчивых" духовных и эстетических идеалов как антитезы противоречиям современности. Сочетаясь с увлечением искусством Франции XVII – XVIII вв. и России XVIII – 1-й четверти XIX вв., это придаёт его творчеству ретроспективную направленность. Бенуа – создатель особой разновидности исторической живописи, типичной для "Мира искусства", т. е. достоверного по характерности деталей, но одностороннего поэтического отражения той области истории, которую в каждую эпоху составляют её быт и искусство. Бенуа привлекают хрупкая красота и гротескная причудливость клонящейся к упадку дворянской культуры (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897-1898 гг.; "Версальская серия", 1905-1906 гг.). Грустная ирония пронизывает его картины, в которых чинно шествующие или суетящиеся фигурки людей сопоставлены с непреходящей и величественной красотой совершенных произведений искусства. В завитках старинного орнамента, в жестах и осанке людей прошлого Бенуа видел материальное выражение духа и поэзии минувшей эпохи. Но творчество Бенуа не сводится к искусной стилизации, оно связано и с общим развитием живописи своего времени.

Бенуа принадлежит к числу реформаторов русской театрально-декорационной живописи на рубеже XX в. (опера "Гибель богов" Р. Вагнера, 1903 г., и балет "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина, 1907 г., – Мариинский театр в Петербурге). С 1908 г. оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (балет "Петрушка" И. Ф. Стравинского, 1911 г., театр Шатле) и до 1911 г. был её художественным руководителем. В 1913 – 1915 гг. заведующий художественной частью и режиссёр Московского художественного театра ("Мольеровский спектакль", 1913 г., сорежиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко). С 1919 г. режиссёр и художник Академического театра оперы и балета ("Пиковая дама" П. И. Чайковского, 1921 г.) и Большого драматического театра ("Слуга двух господ" К. Гольдони, 1921 г.) – в Петрограде. Работы Бенуа для театра отличаются художественной цельностью, тщательной продуманностью декораций, костюмов и бутафории, тонким чувством стиля. Убедительны отмеченные графическим изяществом иллюстрации Бенуа, в том числе иллюстрации к "Медному всаднику" А. С. Пушкина (один из вариантов издан в 1923 г.), созвучные то лиризму, то драматическому пафосу пушкинского стиха.

С 1926 г. Бенуа жил в Париже, работая главным образом над эскизами декораций и костюмов для спектаклей в театрах Франции, Италии и др. стран.

Литература: Эрнст С. А. Бенуа. П.,1921; Эткинд М. А. Н. Бенуа. Л.; М., 1965.

В. М. Петюшенко

Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 3, 1970, с. 201-202.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского