Александр Сергеевич Батуев

Александр Сергеевич Батуев

(12.04.1935 г. – 28.04.2012 г.) - российский психофизиолог, специалист в области общей и возрастной физиологии мозга и теории антропогенеза. Доктор биологических наук (1968 г.), профессор (1974 г.), член-корреспондент Российской академии образования (1993 г.), действительный член Российской академии образования (1995 г.). Вице-президент Санкт-Петербургского физиологического общества.

Образование получил в ЛГУ им. Жданова (ныне Санкт-Петербургский университет), окончив биолого-почвенный факультет (1957 г.) и аспирантуру этого факультета (1957- 1959 гг.). Профессиональную деятельность начал младшим научным сотрудником Физиологического НИИ ЛГУ (1959-1961 гг.), где защитил кандидатскую диссертацию «Функциональная структура двигательных актов» (1960 г.). С 1961 г. преподавал на кафедре высшей нервной деятельности ЛГУ. В 1968 г. возвращается к исследовательской работе в Физиологическом НИИ ЛГУ, защищает докторскую диссертацию «Функции двигательного анализатора» и в 1970 г. возглавляет там лабораторию. Все это время он не оставлял преподавательскую деятельность и с 1972 г. по 1976 г. возглавил кафедру биофизики ЛГУ, затем кафедру высшей нервной деятельности ЛГУ (1976-1981 гг.). С 1981г. по 1985 г. Батуев - директор ФНИИ ЛГУ. С 1985 г. заведовал кафедрой высшей нервной деятельности ЛГУ (ныне СПбГУ).

Основная научная проблема, исследованием которой занимался Батуев, - психофизиологические механизмы доминанты в формировании целенаправленного поведения. Многолетние и систематические исследования мозговых механизмов обучения и памяти привели к разработке концепции об ассоциативных системах мозга как аппаратах программирования поведения на основе принципов доминанты и условного рефлекса. В этой концепции нашли свое логическое объединение научные позиции И. П. Павлова и А. А. Ухтомского. Было установлено, что наличие мотивационной доминанты является необходимым условием обучения. Поведенческая реакция, возникшая в результате формирования доминантного состояния, всегда направлена на его прекращение. Было показано, что уровень возбуждения мотивационных структур определяет скорость обучения. Новые практические навыки формируются на высоком уровне доминирующей мотивации, образуются быстро и сохраняются в памяти на длительное время. Исследовались также основные свойства ассоциативных систем мозга, что позволило выявить биологические предпосылки формирования когнитивных форм поведения человека.

На этом основании была разработана классификация форм обучения в соответствии с возрастными особенностями развивающегося мозга. Разработано представление о функциональной структуре целостного поведенческого акта, основным звеном которой является блок формирования вероятностных программ предстоящего поведения и кратковременная память, которая обеспечивается высшими ассоциативными системами мозга. Развивая учение А. А. Ухтомского о доминанте, Батуев разработал проблему «Биосоциальные факторы формирования системы «Мать – дитя», которая служит базой для развития теоретических основ антропосоциогенеза.

Руководил рядом комплексных программ Российской академии образования, связанных с психофизиологией раннего детства (1994 г., 1995 г.), являлся научным руководителем центра «Психофизиология матери и ребенка» СПбГУ. Батуев автор 10 монографий и более 10 учебников и учебных пособий.

Л. А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 40-41.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского