|
Стефан Балей (Baley)(04.02.1885 - 13.09.1952) - польский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Окончил Львовский университет, получил степень доктора философских наук (1911), затем учился в Берлине и Париже и получил степень доктора медицинских наук. Возвратившись во Львов, работал в течение нескольких лет преподавателем средней школы и врачом отделения нервных и психических болезней в городской больнице. С 1928 до конца жизни заведовал кафедрой педагогической психологии Варшавского университета. С 1936 до 1951 был директором организованного Союзом польских учителей педагогического института, где вёл разнообразную экспериментальную работу. Принимал активное участие в деятельности Польского психологического общества и в течение почти 20 лет был главным редактором журнала "Polskie Archiwum Psychologii" ("Польский психологический архив"), реорганизованного затем в ежеквартальные сборники "Psychologia Wychowawcza" ("Педагогическая психология"). Исследования Балея по вопросам возрастной и педагогической психологии подытожены в работах: "Психология юношеского возраста" ("Psychologia wieku dojrzewania", 1931), "Очерки психологии в связи с развитием психики ребёнка" ("Zarys psychologii w zwiazku z rozwojem psychiki dziecka", 1935), "Очерки педагогической психологии" ("Psychologia wychowawcza w zarysie", 1938). Балею принадлежит также первая в Польше крупная работа по социальной психологии "Введение в социальную психологию" ("Wprowadzenie do psychologii spotecznej", 1959). Балей одним из первых в Польше познакомился с советской психологией, уже в 30-е гг. изучал работы И. П. Павлова, считая знакомство с его учением необходимой частью психологического образования. В подходе к изучаемым проблемам Балей не всегда чётко определял собственную точку зрения, занимая иногда эклектическую позицию. После 2-й мировой войны начал изучать труды классиков марксизма. В связи с этим у Балея наметился перелом, дающий возможность судить о том, что он нашёл правильную позицию в оценке разных психологических направлений и теорий, в подходе к изучаемым вопросам. Литература: Blachowski S., [Предисл. к 3 изд. кн. Б. "Psychologia wychowawcza w zarysie", W., 1958]; "Psychologia wychowawcza", 1958, № 1. Э. А. Флешнер. Варшава. В. С. Аранский Источник: Педагогическая энциклопедия. Том 1 / гл. ред. А. И. Каиров и Ф. Н. Петров. - М.: Советская Энциклопедия, 1964. – С. 163. |