|
Михаил Михайлович Бахтин[05(17).11.1895, Орёл, - 07.03.1975, Москва], литературовед и философ. В 1918 окончил историко-филологический факультет Петроградского университета. Работал учителем в Невеле (1918-1920), преподавателем педагогического института и консерватории в Витебске (1920-24). С 1924 в Ленинграде, вёл научную работу, преподавал в Ленинградском университете. В работах 20-х гг. (часть из них опубликовано под именами И. И. Канаева, П. Н. Медведева и В. Н. Волошинова) заложил основы оригинальной эстетико-философской концепции, в контексте которой выступил с критическим разбором фрейдизма, "формальной школы" в эстетике и литературоведении, выдвинул теорию "полифонического романа" (Достоевский), рассмотрел основные проблемы философии языка. В 1929 арестован по делу религиозно-философской группы "Воскресение", сослан в Кустанай (реабилитирован в 1967). В 1936-1937 преподавал в Мордовском педагогическом институте (Саранск), позднее работал внештатным сотрудником в Институте мировой литературы им. Горького, преподавал в средних школах Московской области. В 1945-1969 вновь в Саранске, до 1961 заведовал кафедрой всеобщей литературы в Мордовском педагогическом институте (с 1957 Мордовский университет). Разрабатывал актуальные для 20 века проблемы гуманитарных наук: общей методологии гуманитарного знания, анализа текста в лингвистике, филологии и философии, теории высказывания и речевых жанров, семиотики, межличностной коммуникации и др. В основе эстетико-философской концепции Бахтина лежала идея диалога, интерпретируемого им не только как форма общения отдельных личностей, но и как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства, а также явлений культуры и различных культур в исторической перспективе. Слово (мысль, сознание) обретает в диалоге бесконечное множество новых смыслов, постижение собственного "я" происходит через общение с "другим". Важными категориями концепции Бахтина выступают "ответственность" и "полифония" - многоголосие и равноправие существующих в мире и художественных произведениях сознаний по отношению друг к другу и к единому культурному целому. Свободное, раскрепощённое человеческое сознание, по Бахтину, воплотилось в "народной смеховой культуре" ("карнавализации"), основанной на синтезе литературы, искусства, фольклора от античности, средневековья, эпохи Возрождения до 19 в. ("мениппова сатира", Ф. Рабле, Н. В. Гоголь). Карнавальная культура, ломающая устойчивые стереотипы отношений между человеком и миром, является формой познания жизни в единстве её материальной и духовной стороны. В 70-80-х гг. в СССР и за рубежом началась психолого-педагогическая интерпретация и ассимиляция идей Бахтина наряду с Л. С. Выготским он воспринимается как провозвестник новых подходов к постижению внутреннего мира человека, механизма его поведения и поступков. Его концепция диалога используется в социологии и психологии общения, при изучении диалогической природы сознания, психологии "внутренней речи", социальной ответственности личности. Теория карнавализации помогает понять природу возникающих неформальных объединений и творческих направлений. На идеях Бахтина построены сложившиеся в конце 80-х гг. педагогическая система и авторская школа, которые рассматривают возможности воспитания учащихся через постижение основных исторических культур, развёртывание широкого диалога вокруг ключевых вопросов их развития и взаимодействия. Ориентация системы Бахтина на непрерывное рождение эстетических ценностей из окружающего человека мира, из быта, осмысление жизнетворящей роли искусства открывает новые перспективы в познании и воспитании личности. Сочинения: Проблемы поэтики Достоевского, M., 1963; Творчество Франсуа Рабле и нар. культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Вопросы лит-ры и эстетики, М., 1975; Эстетика словесного творчества, М., 1979; К философии поступка, в кн.: Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985, М., 1986. Литература: Аверинцев С., Личность и талант ученого [ред.], "Лит. обозрение", 1976, № 10; Васильева И. И., О значении идей M. M. Бахтина о диалоге и диалогич. отношениях для психологии общения, в кн.: Психол. исследования общения, М., 1985; Радзиховский Л. А., Проблема диалогизма сознания в трудах M. M. Бахтина, ВП. 1985, № 6; Библер В. С., Школа "диалога культур", СП., 1988, № 11; M. M. Бахтин. Библиография, указатель, Саранск, 1989; Бахтинский сборник, I, М., 1990; Осовский Е. Г., Осовский О. Е., Науч. наследие М. М. Бахтина и некоторые проблемы педагогики, в сб.: Совр. проблемы психол.-пед. наук, Саранск, 1992; Clark К., Ноlquist M., Mikhail Bakhtin, Camb. (Mass.), 1984; Wertsсh J., The semiotic mediation of mental life: L. S. Vygotsky and M. M. Bakhtin, в кн.: Semiotic mediation, Orlando – [a. o.], 1985; Bachtin teorico del dialogo, Mil.., 1986; Bakhtin. Essays and dialogues on his work, Chi.-L., 1986; Rethinking Bakhtin. Extensions and challenges, Evanston (III.), 1989. O. E. Осовский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 72-73. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|