|
Томас Арнолд (Arnold)(13.06.1795 г., Каус, - 12.06.1842 г., Регби), английский педагог, реформатор средней привилегированной школы (паблик скулз) в Англии. Окончил Оксфордский университет (1818 г.). С 1828 г. директор паблик скул в Регби. Главную задачу педагогики Арнолд, следуя Дж. Локку, видел в нравственном воспитании, считая идеалом воспитанного человека "джентльмена-христианина". Ему принадлежит оригинальная педагогическая система, названная "воспитанием характера". В Регби Арнолд применил идею параллельного педагогического воздействия: младшие ученики подчинялись старшим, а старшие занимались воспитанием своих младших товарищей (так называемая система фагов). Интернаты ("дома") представляли собой разновозрастный ученический коллектив, управляемый главой "дома" - учителем и воспитателем. В систему Арнолда входило самоуправление школьников, осуществляемое через школьных префектов - старшеклассников, которые решали ряд вопросов школьной жизни, поддерживали дисциплину. Арнолд придавал большое значение жизни учащихся в коллективе, взаимной ответственности его членов. Физические упражнения, спорт, игры также были превращены в средства воспитания качеств лидера. Использование традиций (встречи с бывшими воспитанниками, сохранение старинных построек, мебели и т. д.) соответствовало установке правящих классов на "консервацию" существующих социальных порядков и являлось важным звеном в системе Арнолда. Арнолд реформировал содержание и методы обучения в школе. Выступал сторонником широкого общего образования. Его учебная программа включала изучение латинских и греческих авторов, которое непременно связывалось с вопросами современной жизни. Первостепенное значение в школьном курсе Арнолд придавал новым языкам, истории и математике; кроме того, изучались география, теология, этические и политические науки. Арнолд отказался от вербализма как основного метода в изучении школьных предметов; широко использовал сократическую беседу. Главные задачи обучения - воспитание активности, пробуждение исследовательского интереса к изучаемым дисциплинам, понимание основ наук, подготовка к самообразованию. Предложенные Арнолдом принципы воспитания нашли широкое применение в грамматических школах и стали английской традицией. Литература: Марцинковский И. Б., Английские паблик скулз, Ташкент, 1966; Stanley A., The life and correspondence of T. Arnold, v. 1-2, L., 1845; Findlay J. J., Arnold of Rugby: his school - life and contributions to education, Camb., 1897. В. П. Лапчинская Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 51. |