Александр Иванович Введенский

Александр Иванович Введенский

[23.11(06.12).1904 г., Санкт-Петербург, – 19.12.1941 г.], русский поэт и драматург из объединения ОБЭРИУ.

Родился в семье экономиста. Вначале вместе со своим братом учился в кадетском корпусе, но в 1917 г. (по настоянию матери) братья были переведены в гимназию им. Л. Лентовской, которую Введенский окончил в 1921 г., не сдав экзамена по русской литературе. Именно в гимназии познакомился с Леонидом Липавским – будущим теоретиком литературно-философского содружества «Чинари». Тогда же Введенский начал писать стихи. По окончании гимназии (которая стала к тому времени «трудовой школой») поступил сначала на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре бросил учёбу. Работал письмоводителем, затем в 1921 – 1922 гг. на электростанции «Красный Октябрь». Вскоре Введенский познакомился с Даниилом Хармсом, который стал его близким другом. В 1925 г. они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами. В 1924 г. вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам.

В 1927 г. Введенский и Хармс создали литературно-театральную группу под названием «ОБЭРИУ» – Объединение Реального Искусства. Обэриуты проповедовали абсурдизм, примитивизм в поэзии, утверждая устами основателя движения, что интересны только бессмысленные явления. Введенский не играл в ОБЭРИУ никакой организаторской роли – эти функции взял на себя Даниил Хармс. Участники объединения проводили творческие вечера, самый эксцентричный, известный вечер группы состоялся 24 января 1928 г. в Доме печати на Фонтанке и назывался «Три левых часа». Введенский читал на этом вечере свои стихи. В это же время Введенский, Хармс и некоторые другие обэриуты по предложению С. Я. Маршака начали сотрудничать с детскими журналами «ЁЖ» и «ЧИЖ». Александр Иванович практически постоянно печатался в них. А впоследствии даже перевёл несколько сказок братьев Гримм.

Дистанцируясь от футуристов с их утопиями светлого будущего, Введенский был близок ко многим поэмам Велимира Хлебникова. Он, так же как Хлебников, предпочитал упрощённую рифмовку и метрику, нередко отсылающую к классическим текстам (например, в «Элегии» очевидны ритмические и тематические переклички с Пушкиным и Батюшковым). Так же, как Хлебников, он умышленно то тут, то там сбивается с ритма, переходя на прозаизированный свободный стих. Но, в отличие от Хлебникова, Введенский весьма далёк от романтизации прошлого или будущего. Его интересовали только три вещи: время, Бог и смерть. Хлебников верил в законы времени, Введенский считал, что время открывает себя только в смерти. Одно из последних поэтических восклицаний: «Ах! Пушкин, Пушкин» – передаёт крушение цивилизации не только на историческом, но и на метафизическом уровне.

«Последние левые» довоенного Ленинграда, обэриуты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 г. Введенский был по доносу арестован вместе с другими Обэриутами, выслан в 1932 г. в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде, в Борисоглебске.

В 1934 г. Введенский становится членом Союза писателей. С 1936 г. из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой в Харьков, где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Пётр Александрович Введенский.

27 сентября 1941 г. Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита. Его тело было доставлено в морг Казанской специальной психиатрической больницы МВД Татарской АССР (в архиве этой больницы есть акт о его смерти). Похоронен, предположительно, на Арском или Архангельском кладбищах в Казани.

При жизни Введенский печатался в основном как детский поэт. С 1960-х гг. тексты Введенского, как и других обэриутов, ходят в самиздате и печатаются на Западе (часто в неполном и искажённом виде). Полная публикация его «взрослого» наследия произошла только в 1980 – 1984 гг. в подготовленном М. Мейлахом двухтомнике американского русскоязычного издательства «Ардис». В России первое издание было осуществлено лишь в 1993 г. (Полное собрание произведений в 2 тт. М.: Гилея, 1993). Впоследствии публикации были прерваны, так как получивший в 1994 г. доверенность от наследника Бориса Викторова литературовед Владимир Глоцер стал предъявлять высокие гонорарные требования к издательствам, угрожая в противном случае судебным преследованием.

После смерти Глоцера, в ноябре 2010 г., вышел 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой. В него вошли почти все „взрослые“ произведения автора. В 2002 г. во Франции вышло полное собрание «взрослых» текстов поэта на русском и французском языках. В 2004 г. в Санкт-Петербурге и Белграде прошли посвященные Введенскому международные научные конференции, по материалам которых были выпущены сборники.

17 июля 2011 г. в рамках 1-й Петроградской академической велоночи Москультпрога-2001 на фасаде дома 37 по Съезжинской улице в Санкт-Петербурге, в котором поэт проживал до 1936 г., была установлена мемориальная арт-доска.

Источник

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского