|
Московский воспитательный домВоспитательный дом – благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для «приёма и призрения подкидышей и бесприютных детей». Учреждён в Москве в 1764 году на основании «Генерального плана Воспитательного дома», составленного И. И. Бецким. Императрица Екатерина II пожаловала Воспитательному дому территорию бывшего Гранатного двора с Васильевским лугом между Яузской улицей и Большим Ивановским переулком. Воспитательный дом управлялся Опекунским советом, содержался на пожертвования частных лиц, а также на специальные налоги (с театральных зрелищ, 1/4 доходов от клеймения карт). В 1772 г. при Воспитательном доме созданы кредитные учреждения – Ссудная, Сохранная и Вдовья казна, в том же году П. А. Демидов открыл при Воспитательном доме первое коммерческое училище (Демидовское купеческое училище). Дети 7–11 лет обучались чтению, письму, рисованию, ремёслам. С 1774 г. воспитанников отдавали в город для обучения на фабриках и в мастерских; при Воспитательном доме были организованы столярные, слесарные и другие мастерские. Часть воспитанников Воспитательного дома посылалась для дальнейшего обучения в Московский университет, Академию художеств и другие учебные заведения. 180 наиболее талантливых воспитанников Воспитательного дома были отправлены изучать коммерцию в Лондон, медицину – в Страсбург и Вену, художества – в Париж и Рим. С 1770-х гг. в классах Воспитательного дома начали готовить оперных и балетных артистов. В 1772 г. А. Медокс на базе Воспитательного дома создал театральную группу, в 1777 г. при Воспитательном доме существовала танцевальная труппа К. Беккари; 50 воспитанников Воспитательного дома работали в 1777 – 1782 гг. в Русском театре К. Книппера. В Вольный российский театр из Воспитательного дома были взяты 15 актёров и 17 актрис. На рубеже XVIII–XIX вв. популярностью у москвичей пользовались регулярные концертные вечера по пятницам и воскресеньям в театральном зале Воспитательного дома с непременным участием «хора питомцев». В XIX в. воспитанники Воспитательного дома чаще получали низшее, иногда – среднее образование. «Классические классы» для мальчиков готовили к поступлению на медицинский факультет Московского университета. Повивальный институт и «Французские классы» для девочек готовили акушерок и гувернанток. В 1826 г. при Воспитательном доме была учреждена ремесленная школа. Здание Воспитательного дома в XVIII – начале XIX вв. занимало одну квадратную версту и было рассчитано на проживание 8 тыс. человек (часть его сдавалась внаём под квартиры). В Воспитательном доме в разное время жили и работали историк Г. Ф. Миллер, филолог А. Х. Востоков, врач В. Ф. Снегирёв, геолог И. П. Щуровский, историки С. М. Соловьёв, И. Е. Забелин, В. О. Ключевский, художники И. И. Левитан, Н. Л. Бенуа, В. В. Верещагин и др. Воспитательный дом, крупнейшее общественное здание Москвы XVIII в., ставшее воплощением идей Просвещения в России, был заложен по инициативе И. И. Бецкого на Васильевском лугу (ныне Москворецкая набережная, 7, на месте разобранных в 1760 г. стен Белого города) по лаконичному плану – 2 квадратных боковых корпуса (для мальчиков и для девочек) вокруг замкнутых дворов и центральный корпус, так называемый корделож. Строительством руководил К. И. Бланк (в разработке проекта принимали участие Ю. М. Фельтен и, предположительно, М. Ф. Казаков). В 1763 – 1767 гг. построено западное каре, а в 1771 – 1781 гг. – главный корпус с квадратным в основании куполом, увенчанным шпилем. С устройством набережной (1795 – 1797 гг., реконструирована в 1936 – 1937 гг.) и её облицовкой (1801 – 1806 гг., одновременно с установкой декоративной чугунной ограды возле центрального корпуса, заменённой в 1920-х гг. на новую) участок от Китайгородского проезда до Устьинского моста получил законченный вид. В восточном корпусе (1960-е гг., архитектор И. И. Ловейко) значительно упрощена фасадная отделка, помещения имеют современную планировку (в других корпусах внутренние перестройки осуществлялись в 1920-х гг.). Протяжённый (почти 400 м) фасад здания с ровной гладью стен и чётким ритмом окон разделён сильно выступающими горизонталями цокольного и венчающего карнизов; парадность верхнего яруса подчёркнута большей высотой, изяществом пропорций окон и наличников, несущая роль нижнего этажа выявлена его рустовкой. Мелкий рельеф простого архитектурного декора подчёркивает рациональную простоту общей композиции. В состав комплекса входят также усадьба конца XVIII в. с двумя флигелями (так называемое Николаевское сиротское училище), ворота подъездного пути с улицы Солянки (архитекторы Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев) со скульптурами «Милосердие» и «Воспитание» И. П. Витали), корпус начала XX в. в стиле неоклассицизма. После 1917 г. здание Воспитательного дома было передано ВЦСПС и ЦК профсоюза. В 1938 г. в нём разместилась Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского (с 1997 г. Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого). Литература: Материалы для истории Московского воспитательного дома, вып. 1–2, М., 1863–1868. А. Н. Ерошкина Источник: Москва: энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост. М. И. Андреев, В. М. Кареев. – М.: Большая рос. энциклопедия, 1997. – С. 186-187. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|