|
Ованес Тадевосович Туманян[07(19).02.1869 г., село Дсех, ныне Туманянского района Республики Армения, - 23.03.1923 г., Москва], армянский писатель, общественный деятель. Родился в семье священника. С 1887 г. работал в армянской духовной консистории в Тбилиси, затем в канцелярии армянского издательского общества (до 1893 г.). Начал писать в середине 80-х гг., сотрудничал в армянских газетах и журналах. С выходом сборников "Стихотворения" (т. 1-2, 1890-1892 гг.) поэзия Туманяна получила общественное признание. Уже в поэмах, стихах и балладах 90-х гг. отражены социально-психологические конфликты, обычаи народа, его фольклорные традиции. Этап зрелости в творчестве Туманяна относится к последнему десятилетию 19 - началу 20 вв., когда он выступал главным образом как эпический поэт, талантливо изобразивший жизнь армянской патриархальной деревни с её подчас трагическими коллизиями: поэмы "Маро" (1887 г., опубликована в 1892 г.), "Лореци Сако" (1889 г., опубликована в 1890 г.) и особенно - "Ануш" (1890 г., опубликована в 1892 г. Поэма "Стенания" (1890 г., опубликована в 1893 г.) - о стихийном протесте крестьянских масс, о их борьбе против феодального и капиталистического гнёта. Поэма "Поэт и Муза" (1899 г., опубликована в 1901 г.) посвящена теме высокого назначения поэзии. Незавершённая поэма-сказка "Тысячеголосый соловей" поднимает философско-эстетические проблемы. Творчество Туманяна неразрывно связано с фольклором. Верность духу народного источника сочетается у него с ярким выражением демократических и гуманистических идей. Народное предание вдохновило Туманяна на создание поэмы "Взятие крепости Тмук" (1902 г., опубликована в 1905 г.). Многие баллады основаны на армянских и восточных легендах и преданиях: "Ахтамар" (1892 г.), "Парвана" (1903 г.), "Капля мёда" (1909 г.), "Голубиный скит" (1913 г.), "Шах и разносчик" (1917 г.). На основе нескольких вариантов армянского эпоса Туманян создал поэму "Давид Сасунский" (1902 г., опубликована в 1903 г.), которая явилась лучшей обработкой героических сказаний в армянской литературе. В рассказах Туманяна раскрыта психология крестьянина; они глубоки в художественных обобщениях, правдивы и метки в деталях, в них созданы сильные характеры. В 1900-е гг. Туманян отдал много сил детской литературе; был сотрудником детского журнала "Аскер" (основан в 1905 г.). В начале 20 в. развернулась общественная деятельность Туманяна. В 1905-1907 гг. он выступал против кровавых межнациональных столкновений; был дважды арестован (1908 г. и 1911 г.). В 1899 г. под руководством Туманяна в Тбилиси был организован литературный кружок "Вернатун" ("Мансарда"), куда вошли видные армянские писатели. В 1912-1921 гг. Туманян - председатель Кавказского общества армянских писателей. Туманян призывал к сотрудничеству с демократическими силами России. Безоговорочно принял Октябрьскую революцию 1917 г. и Советскую власть в Армении. Был председателем Комитета помощи Армении (1921-1922 гг.), участвовал в строительстве новой культуры. В многочисленных статьях освещал вопросы общественной жизни, литературы, фольклора, развития армянского литературного языка и диалектов. Творчество Туманяна оказало большое влияние на развитие принципов народности и реализма в армянской литературе. Созданные им образы нашли воплощение в изобразительном искусстве, театре, кино, музыке (оперы "Ануш" А. Тиграняна, постановка 1912 г.; "Алмаст" А. Спендиарова, постановка 1930 г.). Сочинения Туманяна переведены на многие языки мира. Литература: Брюсов В.Я., Об Армении и армянской культуре, Ереван, 1963; Ахвердян Л. О., Мир Туманяна, М., 1969; Григорьян К. Н., Ованес Туманян. 1869-1923, Ереван, 1969; Джрбашян Э. М., Поэзия Туманяна, М., 1969; Туманян 100. Юбилейная летопись, Ереван, 1974. Э. М. Джрбашян Источник:Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 26, 1977, с. 301. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|