|
Питирим Александрович Сорокин[23.01(04.02).1889 г., село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния, Российская империя, – 10.02.1968 г., Уинчестер, Массачусетс, США], русский и американский социолог и культуролог. В 1914 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Среди его учителей был известный социолог М. М. Ковалевский. В том же году Сорокин опубликовал свой первый труд «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали». Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О. Конта и Г. Спенсера (сам Сорокин называл себя «эмпирическим позитивистом»). В работе «Преступление и кара…» преступность рассматривается как результат принципиальной разнородности и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп. В перспективе человечество в состоянии решить проблему преступности, перейдя на качественно иной уровень социальной интеграции и согласия. После февральской революции Сорокин редактировал газету «Воля народа» (орган правых эсеров), был личным секретарем А. Ф. Керенского, депутатом Учредительного собрания. Преподавал в Петроградском университете, в 1920 г. был избран профессором по кафедре социологии. В апреле 1922 г. защитил диссертацию «Система социологии». В сентябре 1922 г. был выслан из страны вместе с большой группой деятелей русской культуры. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд «Современное состояние России» (1923 г.). С 1924 г. – профессор университета Миннесоты (США). В последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание («Социальная мобильность», «Современная социологическая теория» и др.). В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете, возглавлял его до 1942 г. В 1964 г. Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. Последняя значительная работа ученого посвящена России: «Основные черты русской нации в двадцатом столетии» (1967 г.). Среди учеников Сорокина – крупнейшие американские социологи, такие, как Р. Мертон, Р. Миллз, Т. Парсонс и др. Во второй половине 1920-х годов, разочаровавшись в позитивистской модели эволюции, Сорокин разрабатывает теорию социокультурных циклов, которая получает обоснование в его трудах «Социальная и культурная динамика» (в 4 т., 1937–1941 гг.) и «Кризис нашего времени» (1941 г.). Проблеме типологии «кризисов» в истории посвящены и другие работы ученого: «Социокультурная причинность, пространство, время» (1943 г.), «Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии» (1947 г.), «Социальная философия в эпоху кризиса» (1950 г.) и др. В конце 1940-х годов Сорокина все в большей степени привлекали проблемы нравственных отношений, в 1949 г. он создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму. Роли любви и альтруизма в человеческих отношениях посвящены его исследования-манифесты: «Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей» и христианских святых» (1950 г.), «Пути и власть любви» (1954 г.) и др. Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. Социолог решает задачу определения причин разнообразных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции («плюрализм фактов»). Согласно развитой Сорокиным теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису. В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»: «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, «идеалистический», характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей». Умер Сорокин в Уинчестере (США) 11 февраля 1968 г. Литература: Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991; Сорокин П. А. Дальняя дорога. Автобиография. М., 1992; Сорокин П. А. Социологические теории современности. М., 1992; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Сорокин П. А. О русской нации. Россия и Америка. М., 1992; Сорокин П. А. Система социологии, тт. 1–2. М., 1993; Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. М., 1993. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|