Бедржих Сметана

Бедржих Сметана (Smetana)

(02.03.1824 г., Литомишль, – 12.05.1884 г., Прага), чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель. Учился в Праге у И. Прокша. Уже в детстве Сметана познакомился с идеями "будителей". С 1847 г. концертировал как пианист (свыше 20 лет). В 1847 – 1856 гг. руководил основанной им в Праге музыкальной школой. В 1856 – 1861 гг. жил в Гётеборге, выступал как симфонический дирижёр и пианист. В эти годы создал "6 характерных пьес" (2 тетради, 1848 г.; одобрены Ф. Листом) и "Воспоминания о Чехии в форме полек" для фортепиано (1860 г.), симфонические поэмы "Ричард III" (по Шекспиру, 1858 г.), "Лагерь Валленштейна" (по Шиллеру, 1859 г.) и "Гакон Ярл" (по Эленшлегеру, 1861 г.). С 1862 г. выступал как симфонический и хоровой дирижёр и пианист в Праге; преподавал, писал музыкально-критические статьи, был организатором музыкально-общественных и просветительских мероприятий. С 1863 г. руководил мужским хором "Глагол Пражский" и музыкальной секцией артистического клуба "Умелецка беседа". В 1866 – 1874 гг. был оперным дирижёром во "Временном театре", обогатил его репертуар – наряду с западноевропейскими классическими операми исполнял сочинения чешских композиторов Ф. Шкроупа, К. Бендля, Л. Мехуры и др.; дирижировал также операми М. И. Глинки и оперой "Галька" С. Монюшки. Руководил постановкой здесь собственных опер (дирижировал многими премьерами), ставших основой национального оперного репертуара. Всего написал 9 опер, в том числе историческую музыкальную драму "Бранденбуржцы в Чехии" (соч. 1863 г.), призывавшую к освобождению от национального и социального гнёта, и наиболее известную (ставится и в современных театрах многих стран) комическую оперу "Проданная невеста" (1866 г., Прага; 3-я редакция, 1870 г., Петербург), отличающуюся реалистичностью картин народного быта, жизнерадостностью, мелодичностью музыки, основанной на народный напевах и ритмах чешских танцев. Опера-трагедия "Далибор" (1868 г.) вызвала полемику, в которой Сметану поддерживали прогрессивные деятели чешской культуры (в т. ч. Я. Неруда, О. Гостинский); с другой стороны, Сметану обвиняли в отходе от национальных традиций (влияния Листа и Р. Вагнера).

В связи с потерей слуха Сметана оставил пост дирижёра и поселился в деревне Ябкенице близ Праги, где создал свои лучшие оркестровые сочинения – цикл "Моя Родина" (1874 – 1879 гг.), состоящий из 6 программных симфонических поэм ("Вышеград", "Влтава", "Шарка", "В чешских лугах и лесах", "Табор", "Бланик"), в которых воспеваются чешская природа и чешский народ (по национальным героическим преданиям); там же написаны оперы "Тайна" (1878 г.), "Чёртова стена" (1882 г.) и "Виола" (не окончена, поставлена в 1924 г.), 2 струнных квартета (1-й, автобиографический, – "Из моей жизни", 1876 г.; 1883 г.) и другие камерно-инструментальные сочинения, хоры, "Чешские песни" для фортепиано (1879 г.).

Творчество Сметаны, композитора-патриота, боровшегося за передовые художественные идеалы, отличающееся национальным своеобразием и высоким мастерством, определило дальнейшие пути развития чешской музыки. Его именем в Праге названы концертный зал, струнный квартет, музыкальное общество, публикующее полное собрание его сочинений. В Праге имеется (с 1928 г.) Музей Сметана с филиалами в Литомишле и Ябкенице.

Литература: Гулинская З. Бедржих Сметана. М., 1959; Мартынов И. Бедржих Сметана. М., 1963; Бэлза И. История чешской музыкальной культуры, т. 2. М., 1973, гл. 3; Hostinský О. Bedřich Smetana a jeho boj о moderní českou hudbu. Praha, 1901; Nejedlý Z. Bedřich Smetana, kn. 1-7. Praha, 1950-54; Plavec J. Smetanova tvorba sborová. Praha, 1954; Soupis dopisu Bedřicha Smetany, "Miscellanea musicologica", 1960, sv. 15; Clapham J. Smetana. London, 1972.

И. Ф. Бэлза

Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 23, 1976, с. 606.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу