Александр Семёнович Шишков

Александр Семёнович Шишков

[09(20).03.1754 г. - 09(21).04.1841 г., Петербург], государственный деятель, учёный-филолог, писатель. Окончил Морской кадетский корпус (1771 г.), позже был воспитателем, а с 1779 г. преподавал морскую тактику. Адмирал, возглавлял Комитет для издания собраний, касающихся до кораблестроения и прочего (1799-1804 гг.) и Адмиралтейский департамент (1805-1827 гг.). Государственный секретарь (1812-1813 гг.), президент Российской академии (1813-1841 гг.). Министр народного просвещения (1824-1828 гг.); почетный член Петербургской Академии наук (1800 г.). В политических взглядах придерживался консервативной ориентации; идеализировал патриархальный уклад допетровской Руси; свою деятельность стремился направить на сохранение национальной самобытности, главным образом в сфере культуры и образования.

В своих педагогических воззрениях Шишков опирался на категории страсти, разума, веры. Страсти - источник человеческой деятельности, как положительной, так и отрицательной; разум без веры сдержать их не в силах; вера сдерживает страсти, а если они побеждают, то оставляет надежду на спасение и исправление. Главное внимание Шишков уделял нравственному развитию личности и религиозному воспитанию как его основе. Уверенный в изначальной склонности человека скорее к дурному, чем к хорошему, Шишков при этом считал, что пороки и преступления суть следствия "заблуждения, слабости и глупости". События Французской революции конца 18 века привели к актуализации в политических, социальных и педагогических взглядах Шишкова патриотических идей: Россия противопоставлялась Франции как страна, сохранившая в неприкосновенности христианские ценности; причины революции - преобладание разума над верой и, как следствие, развращение нравов; революция - преступление против морали; язык стал рассматриваться как основа национальной культуры и нравственности; заимствования из европейских (в первую очередь французского) языков могут способствовать утрате национальной самобытности, нравственности, падению существующих порядков. Таким образом, вопрос о революции - вопрос воспитания, в том числе формирования языковой культуры. Эти идеи определили постоянный интерес Шишкова к книгоиздательской и цензурной политике, а также направления его филологической деятельности.

В ходе полемики начала 19 века о путях развития русского языка и культуры Шишков выдвинул идею "русского воспитания", которое понимал как формирование религиозного чувства любви к отечеству и православию, приверженности таким "русским" ценностям, как послушание, кротость, милосердие, гостеприимство. С целью поощрения отечественной словесности и литературно-языковой подготовки начинающих авторов создал литературное объединение "Беседа любителей русского слова" (1811-1816 гг.). Становление автора понимал прежде всего как восприятие им языковых и образных средств "славянской" (церковно-славянской и древне-русской) литературы и фольклора. Необходимые составляющие литературного труда - "чтение, размышление, упражнение".

Литературу Шишков рассматривал как важнейшее средство воспитания; считал необходимым создание отечественной литературы для детей и юношества. Ему принадлежит переложение "Детской библиотеки" (Kleine Kinderbibliothek) Й. Г. Кампе (вышло в 1783-1785 гг., неоднократно переиздавалось). "Библиотека" пользовалась популярностью вплоть до 20-х гг. 19 века главным образом благодаря стихотворениям, которые были написаны от лица детей и отличались удачной передачей отдельных психологических черт ребёнка. В 1806-1807 гг. издал новый вариант "Детской библиотеки" - "Собрание детских повестей"; в нём снята фамилия Кампе, опущено указание на перевод, включены "оптимистические" песни простолюдинов и рассказы-были о возможности для них достичь благосостояния честностью и добросовестным выполнением своих обязанностей, расширен жанрово-стилистический спектр произведений. Шишков способствовал изданию детских произведений Б. М. Фёдорова, А. О. Ишимовой и А. П. Зонтаг.

В 1815 г. выступил с проектом цензурной реформы, предусматривавшим активное влияние нравственной, духовной и политической цензуры на словесность. Проект лёг в основу цензурного (так называемого чугунного) устава 1826 г., который в апреле 1828 г. (перед отставкой Шишкова) был заменён другим, более мягким.

На посту министра народного просвещения Шишков готовил при поддержке архимандрита Фотия коренную реформу учебной системы, которая была подчинена идеям воспитания "в благоговении к Богу, в преданности к Государю и Отечеству, в любви к правде, в чувстве чести и человеколюбия". Не разделяя представлений о необходимости всеобщей грамотности, Шишков утверждал приоритет воспитания над обучением, которое должно сообразоваться с потребностями в "науках" каждого сословия. Отвергая частное образование, предусматривал создание закрытых дворянских пансионов. Реформа предполагала ревизию и унификацию действовавшего учебного законодательства (в том числе уставов учебных заведений), программ, пособий, усиление цензуры и надзора за учебной. работой и учащимися. Под руководством Шишкова был выработан Устав гимназий, уездных и приходских училищ, ориентировавший каждый разряд школ на определённую социальную группу, сокращение числа учебных предметов (утверждён Государственным советом в 1828 г.). Противник энциклопедизма, Шишков признавал политические науки и философию "вредными" для юношества, отдавая предпочтение основательному изучению дисциплин, составляющих классическое образование. Предлагал ввести в учебный курс гимназий церковно-славянский язык, рассчитывая усилить уважение к православным традициям. Выступал за отмену выборности ректоров университетов, расширение прав попечителей, уничтожение училищных комитетов при университетах, усиление власти директоров и смотрителей народных училищ. Принимал меры к открытию кафедр славянских языков при университетах.

Обращаясь к детям, изложил свои филологические и педагогические. взгляды в "Разговорах старца с юною девицею". Создал учебные книги - перевод "Морского искусства" Ш. Ромма (1792-1793 гг.) и "Треязычный морской словарь" (1795 г.).

Сочинения: Собрание сочинений и переводов, т. 1-17, СПБ, 1818-39; Записки, мнения и переписка, т. 1-2, Берлин-Прага, 1870.

Литература: Стоюнин В., А. С. Шишков, в его книге: Исторические сочинения, ч. 1, СПБ, 1880; Рождественский С. В., Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902, СПБ, 1902; Альтшуллеp M., А. С. Шишков и Великая французская революция, "Русская литература", 1991, № 1.

К. Г. Боленко

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 612-613.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского