|
Михаил Петрович Щетинин(р. 06.10.1944 г., село Новый Бирюзяк, Дагестан), педагог-экспериментатор, академик Российской академии образования (1992 г.). На педагогической работе с 1966 г. В 1973 г. окончил Саратовский педагогический институт (преподаватель музыки и пения). С конца 1960-х гг. ведёт экспериментальную педагогическую работу; в 1979 – 1988 гг. научный сотрудник Академии педагогических наук. С 1988 г. генеральный директор Центра комплексного формирования личности в станице Азовская (Краснодарский край). Работая с группой отстававших по профильным предметам учащихся Кизлярской музыкальной школы (в 1972 – 1974 гг. директор), Щетинин выявил позитивный качественный сдвиг в развитии их специальных способностей при активизации широкого круга детских интересов в условиях творческих занятий, эмоционального общения, игр, самоуправления. Обобщив итоги эксперимента, создал одну из первых школ искусств, программа которой координировалась с общеобразовательной. Известность получила сельская школа-комплекс под руководством Щетинина (1974 – 1979 гг.) в поселке Ясные зори (Белгородская область), где удалось достичь высокой учебной и общественной активности детей. Обширный курс общеобразовательных и специальных предметов осваивался учащимися на уплотнённых (35 минут) уроках с контрастной сменой деятельности и на разнообразных занятиях по интересам, в том числе проводимых профориентационными "кафедрами". В середине 1980-х гг. в школе села Зыбково (Украина) Щетинин разработал и внедрил ряд авторских педагогических технологий. В их числе "погружение" – целостное освоение школьниками учебного материала, представляемого как система предметных и межпредметных опорных знаний ("концептов"). Вместо одновременного изучения нескольких предметов применялось циклическое чередование углублённых занятий (по 1-2 недели) каждым из них. Опыт Щетинина стал частью педагогики сотрудничества. С конца 1980-х гг. Щетинин разрабатывает проблему обучения и воспитания сельских детей. При отказе от классно-урочной системы занятия организуются в разновозрастных группах ("экипажах"). Частью педагогической системы Щетинина является развитие личности и её гражданское становление путем "погружения" в духовную историю России. Литература: Цирульников А. М. В воспитании нет провинции. М., 1985; его же, Вариативная организация и развитие сельской школы. М., 1994. А. М. Цирульников Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 597-598. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского
|