Алексей Александрович Шахматов

Алексей Александрович Шахматов

[05(17).06.1864 г., Нарва, - 16.08.1920 г., Петроград], языковед, академик Российской Академии наук (академик Петербургской Академии наук с 1899 г.). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1887 г.), приват-доцент там же (1890 г.), одновременно преподавал латинский язык в гимназии. С 1910 г. профессор Петербургского университета, председатель Отделения русского языка и словесности АН (1906-1920 гг.).

Автор основополагающих трудов в области славянского языкознания, истории русского литературного языка, диалектологии, изучения русского летописания, текстологии, грамматики русского языка. Редактор выпусков академического "Словаря русского языка" (1891-1916 гг.). Организовал издание серии памятников старо-славянского и русского языков, один из инициаторов реформы русского правописания (1918 г.).

На базе сравнительно-исторических исследований Шахматов показал тесную связь между развитием языка и историей народа, значение живого языка в его литературной и диалектных разновидностях как важнейшего источника этнографических, культурологических, филологических знаний. Эти идеи нашли отражение в разработанной Шахматовым системе школьного преподавания русского языка (Доклад на 1-м съезде преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях, 1903 г.; записка "О преподавании русского языка в средних учебных заведениях...", 1907-1908 гг.). Главной целью курса считал сознательное усвоение учащимися устных и письменных форм языка, основанное на сформировавшихся в родной языковой среде речевых навыках. В предложенной им программе обучения Шахматов, вслед за Ф. И. Буслаевым, предусматривал постепенный переход от практических наблюдений, элементарного грамматического анализа в процессе чтения, заучивания наизусть, письменных упражнений (младшие классы) к изучению теории языка (6-7-е классы). Полученные учащимися навыки по объяснению и группировке фактов языка, сведения по морфологии, синтаксису, этимологии, а также изучение произведений фольклора и древнерусской литературы в курсе словесности рассматривал как необходимые условия для усвоения грамматики. По Шахматову, грамматика - предмет описательный, его следует изучать не в форме непреложных законов, а через сравнительно-исторический анализ литературных произведений и других образцов речи. Отводя второстепенное место формальной стороне языка (определение грамматических категорий и т. п.), акцентировал задачу осмысления живой речи во всём разнообразии жанров и способов выражения. Предлагал ввести в курс 7-х классов историю русского языка, цель которой показать, как в русском языке "отразился дух русского народа и его многовековая история", установить связи между языком общенародным и литературным. Приобщение к народной культуре, развитие интереса к историческому прошлому своей родины считал важнейшими воспитательными аспектами преподавания русского языка и словесности.

Идеи Шахматова о целях и принципах обучения родному языку, поэтапном усвоении знаний, ориентации на живую речь развиваются в современной практике. Сохраняют своё значение для преподавания работы "Очерк современного русского литературного языка" (1913 г., 1941 г.) - первое систематическое пособие для высших учебных заведений, и "Синтаксис русского языка" (в.1-2, 1925-1927 гг.,1941 г.), отличающиеся последовательностью и цельностью изложения грамматической теории.

Реализации методических идей способствовала общественная деятельность Шахматова. Он руководил Комиссией по выработке программ русского языка и словесности для кадетских корпусов, в 1913 г. участвовал в ревизии средних учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа. Опубликовал статьи по вопросам университетского образования (1901 г.), в которых подчеркнул его воспитательное значение и важную общественную роль, высказался за сохранение университетских привилегий, поддержал идею университетской автономии и организации студенческого самоуправления.

Литература: А. А. Шахматов. 1864-1920. Сб. ст. и материалов, М. - Л., 1947; Коротаева Э. И., Университетская и школьная деятельность А. А. Шахматова, «Русский язык в школе», 1964, № 3; Улуханов И. С., А. А. Шахматов (1864-1920), "Русская речь", 1970, №6; Виноградов В. В., История русского литературного языка в изображении академика А. А. Шахматова, в его книге: История русского литературного языка. Избранные труды, М., 1978, с. 216-36; Макаров В. И., А. А. Шахматов, М., 1981.

Я. Г. Бронникова

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 575.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского