|
Зинаида Евгеньевна Серебрякова[28.11(10.12).1884 г., имение Нескучное в Курской губернии (ныне Харьковская обл., Украина) – 19.09.1967 г., Париж], российская художница, выдающийся мастер неоклассического направления в живописи «серебряного века». Дочь скульптора Е. А. Лансере, сестра художника Е. Е. Лансере, племянница художников Альберта и Александра Бенуа. Лишившись в раннем детстве отца, воспитывалась вместе с братом в семье деда по матери, архитектора Н. Л. Бенуа. Училась в Петербурге в школе-мастерской М. К. Тенишевой у И. Е. Репина (1901 г.), а затем в мастерской О. Э. Браза (1903-1905 гг.). Побывала в Италии (1902-1903 гг., 1914 г.). В 1905-1906 гг. посещала в Париже академию «Гран Шомьер». Примыкала к объединению «Мир искусства», участвуя с 1911 г. в его выставках. Жила в Петербурге-Петрограде и семейном имении Нескучное. В 1910-е годы выдвинулась в число ведущих мастеров только что сформировавшегося русского живописного неоклассицизма. Одинаково успешно работала в живописи и графике, писала — в светлой, мажорной тональности — портреты, пейзажи и жанры («За туалетом. Автопортрет», 1909 г.; «Жатва», 1915 г.; «Беление холста», 1917 г.; и др.). Часто обращалась к мотивам усадебной и сельской жизни, придавая им идиллически-пасторальный, порой не лишенный возвышенной монументальности (как в «Жатве» или «Белении холста») облик. Ряду ее образов присущ лиричный эротизм («В бане», 1913 г.) или - при внешней простоте сюжета - прочувствованный символический подтекст: таков «Карточный домик» (1918-1919 гг.), изображающий ее четверых детей за тихой игрой и закономерно воспринимающийся как тихий реквием «серебряного веку». Успешно дебютировала как мастер монументально-декоративной живописи, создав эскизы четырех панно с персонификациями четырех стран Востока для интерьера Казанского вокзала в Москве (1915-1917 гг.; в архитектуре не осуществлены). Стойко пережив свалившиеся на нее в 1919 г. удары судьбы (разгром имения и смерть мужа), переехала в Харьков, а в 1920 г. вернулась в Петроград и написала серию грациозных графических и живописных портретов балерин Государственного академического театра оперы и балета (1920-1921 гг.). В 1924 г. выехала во Францию и осталась в Париже. Много путешествовала, побывав, в частности, в Марокко (в 1928 г. и 1932 г.). Украсила своими декоративными панно «Флора», «Правосудие», «Искусство» и «Свет» особняк помогавшего ей мецената барона Ж. де Брауэра под Брюсселем (1934-1935 гг.). В целом ее зарубежное творчество в стилистическом плане практически не изменилось, но, в связи с путешествиями, прибавились новые темы. Особенно интересны созданные ею в годы эмиграции портреты выдающихся деятелей культуры (С. М. Лифаря, С. С. Прокофьева, К. А. Сомова и др.). После больших персональных выставок художницы, прошедших в 1965-1966 гг. в Москве, Киеве, Ленинграде и Новосибирске, значительная часть произведений Серебряковой перешла по воле художницы и ее наследников в отечественные музеи. Источник: Энциклопедический словарь. 2009 В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|