|
Карл Карлович Сент-Илер(1834 г., Санкт-Петербург, - 11.07.1901 г., там же), деятель образования, учёный-зоолог, методист в области преподавания естественных наук. Окончил отделение естественных наук Санкт-Петербургского университета (1856 г.). В 1863 г. изучал в Бременской учительской семинарии опыт немецкого зоолога А. Любека, последователем которого являлся. Педагогическую деятельность начал преподавателем естественных наук в петербургских гимназиях, Патриотическом женском институте, на военно-педагогических курсах (1864-1878 гг.). В 1877-1898 гг. директор Санкт-Петербургского учительского института. Член учёного комитета Министерства народного просвещения. Проявил себя как учитель и методист-новатор. В статье "О преподавании естественных наук в общеобразовательных заведениях" ("Педагогический сборник", 1865, книга 4) выступил с критикой современной системы преподавания в школе, считая главной задачей учителя общее развитие детей, воспитание любви к природе. Подчёркивал самостоятельное значение естествознания как учебного предмета, который обогащает представления детей, формирует их логическое мышление, наблюдательность, собственный взгляд на окружающий мир. В изучении естествознания исключал утилитаризм. На основе индуктивного и исследовательского подходов разработал систему летних заданий для учащихся, охватывавших экскурсии на природу, работу в живых уголках. Свои представления о преподавании обобщил в учебнике "Элементарный курс зоологии" (1869 г., выдержал 13 изданий). Руководство Санкт-Петербургским учительским институтом способствовало превращению его в одно из лучших педагогических учебных заведений России. Сент-Илер предложил оригинальную систему подготовки учителей, ввёл класс ручного труда, педагогические конференции студентов и др. Будучи сторонником использования ручного труда в подготовке учителя, а также в народных училищах, направил по предложениюИ. А. Вышнеградского в Швецию К. Ю. Цируля для изучения системы трудового обучения О. Саломона. Выступал в журналах "Педагогический сборник", "Семья и школа", "Русская школа", "Журнал Министерства народного просвещения", "Воспитание и обучение" и других по проблемам педагогического кругозора учительства, воспитания у учащихся таких качеств, как внимательность, любовь к природе, выработки у них полезных привычек и навыков. Автор статей "Воспитание" в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (т. 13, 1892 г.). Участвовал в разработке "Материалов по вопросу о введении обязательного обучения в России" (1880 г.). Популяризатор естественных наук, редактор 10-томного иллюстрированного издания "Жизнь животных" А. Брэма, автор рассказов о животных ("Сказка про сову", 1911 г.) и др. Активный участник Санкт-Петербургского педагогического общества, его секретарь (1875-1879 гг.). Редактор "Педагогической летописи" (1876-1877 гг.). Содействовал деятельности Педагогического музея военно-учебных заведений, проведению всероссийских педагогических съездов, публичных чтений в Соляном городке. Литература: Шафранов П. А., К. К. Сент-Илер, М., 1896; Ельницкий К., К. К. Сент-Илер, "Педагогический сборник", 1902, январь; Райков Б. Е., Метод Любена и его судьба в русской школе, "Естествознание в школе", 1923, № 1-2; Казакова О. В., Педагог-натуралист К. К. Сент-Илер, его жизнь и деятельность, там же, 1948, № 1. Е. Г. Осовский, Н. И. Еналеева Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 322-323.. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|