Анна Петровна Семёнова

(1899 -1984 гг.) - российский психолог, специалист в области психологии речи. Кандидат психологических наук, доцент. Работала на кафедре психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (1926 -1963 гг.). Занималась исследованием развития речи в двух направлениях: с позиции углубления знаний о речи (как психологической категории) и в плане изучения взаимосвязи речи с различными познавательными процессами, в первую очередь - выявления взаимосвязи мышления и речи. Исследования проводились с учащимися 1-9-х классов, то есть на достаточно длительном и значимом для развития речи отрезке онтогенеза. Новыми являются полученные в ходе исследований данные об эмоциональном содержании речи, ее выразительности, развитии различных видов речи, в том числе метафорической. В частности, при изучении метафорической речи раскрыты и исследованы роль знаний и мыслительных процессов в построении метафорического образа, соотношение сложности построения и выразительности метафорического образа, а также взаимосвязи выразительности и наглядности метафор. Психологический анализ понимания учащимися метафор и аллегорий является образцом тонкости и глубины психологической интерпретации текста. Результаты исследований были опубликованы в ряде статей в Ученых записках ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1941; 1958; 1962 гг. В работах Семёновой исследовалось также развитие мышления учащихся в процессе обучения (Арифметическое мышление школьника. 1931 г.).

Л. А. Регуш

Источник:История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 419-420.