|
Никола Пуссен (Poussin)(15.06.1594 г., Лез-Андели, Нормандия, – 19.11.1665 г., Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 г. приехал в Париж. Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (около 1622 – 1624 гг., Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 г. Пуссен – в Венеции, а с весны 1624 г. поселился в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма ("Смерть Германика", около 1628 г., Институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко ("Мученичество святого Эразма", около 1628 – 1629 гг., Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы ("Спящая Венера", Картинная галерея, Дрезден; "Нарцисс и Эхо", Лувр, Париж; "Ринальдо и Армида", Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три – около 1625 – 1627 гг.; "Царство Флоры", около 1631 – 1632 гг., Картинная галерея, Дрезден; "Танкред и Эрминия"). Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах второй половины 1630-х гг. ("Похищение сабинянок", 2-й вариант, около 1635 г.; "Израильтяне, собирающие манну", около 1637 – 1639 гг.; обе – в Лувре, Париж). Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640 – 1642 гг. Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII ("Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора", около 1641 – 1642 гг., Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода ("Моисей, иссекающий воду из скалы", Эрмитаж, Ленинград; "Элиазар и Ревекка", Лувр, Париж; обе – около 1648 г.; "Аркадские пастухи" или "Et in Arcadia ego", 2-й вариант, около 1650 г., Лувр, Париж; "Отдых на пути в Египет", около 1658 г., Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, Пуссен строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет Пуссена (1650 г., Лувр, Париж). С 1640-х гг. Пуссена всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии ("Пейзаж с Полифемом", около 1649 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Орион", около 1650 – 1655 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира ["Св. Иоанн на Патмосе" (около 1644 – 1645 гг., Институт искусств, Чикаго); серия из 4 картин на тему времён года (около 1660 – 1665 гг., Лувр, Париж); в завершающем эту серию полотне "Зима, или Потоп" размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии]. Классицистическое кредо Пуссена выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о "Модусах", определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений). Литература: Вольская В. Н. Пуссен. М., 1946; Grautoff О. Nicolas Poussin, sein Werk und sein Leben. Bd 1 – 2, München; Leipzig, 1914; Friedländer W., Blunt A. (ed). The drawings of Nicolas Poussin: [catalogue], vol. 1 – 4. London, 1939 – 1963; Nicolas Poussin, vol. 1 – 2. Paris, 1960; Blunt A. Nicolas Poussin, [vol. 1 – 2, New York, 1967]; Badt К. Die Kunst des Nicolas Poussin, Bd. 1 – 2. [Köln], 1969. Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 21, 1975, с. 233. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|