|
Василий Дмитриевич Поленов[20.05(01.06).1844 г., Петербург, - 18.07.1927 г., усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный член петербургской Академии художеств (1893 г.), народный художник РСФСР (1926 г.). Сын Д. В. Поленова. Учился у П. П. Чистякова и в петербургской Академии художеств (1863-1871 гг.). Пенсионер Академии художеств в Италии и Франции (1872-1876 гг.). Участвовал в сербо-черногорско-турецкой (1876 г.) и русско-турецкой (1877-1878 гг.) войнах как художник-корреспондент. С 1878 г. - передвижник. За границей исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из западно-европейской истории ("Право господина", 1874 г., Третьяковская галерея); в то же время много работал на пленэре. С конца 1870-х гг. большое место в творчестве Поленова занимает пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, Поленов передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка ("Московский дворик", 1878 г.; "Бабушкин сад", 1878 г.; "Заросший пруд", 1879 г.; все - в Третьяковской галерее). Разрабатываемые Поленовым принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельного художественного произведения) имели большое значение для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные Поленовым на Ближнем Востоке и в Греции (1881-1882 гг.), послужили материалом к картине "Христос и грешница" (1886-1887 гг., Русский музей, Санкт-Петербург), попытке разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном - обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение Поленова к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине "Больная" (1886 г., Третьяковская галерея). Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, Поленов чаще всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей Поленова, посвященных родной природе, с середины 1880-х гг. характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма ("Золотая осень", 1893 г., Музей-усадьба им. В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-образные приёмы. С 1873 г. оформлял спектакли в доме и позже в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова; в 1910-1918 гг. вёл в Москве просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882-1895 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики Поленова: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. В 1905 г. Поленов вместе с В. А. Серовым направил в Совет Академии художеств протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 г. - Поленово, Тульская область) Поленовым был создан художественный музей (в 1939 г. передан родственниками Поленова в дар государству). Литература: Сахарова Е.В., В.Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания, М.-Л., 1950; Юрова Т.В. Поленов, М., 1961; В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художника, М., 1964. В. А. Марков Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 20, 1975, с. 185-186. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|