|
Егор (Георгий) Арсеньевич Покровский[13.01.1834, с. Никитское, ныне в Тверской области, – 16(28).10.1895 г., Москва], педиатр и педагог, теоретик физического воспитания. Окончил медицинский факультет Московского университета (1861 г.). С 1870 г. доктор медицины. Будучи (с 1871-1872? г.) главным врачом Софийской детской больницы в Москве, сделал её образцовой. Имел репутацию "доброго доктора". Основатель и редактор (1890-1895 гг.) журнала "Вестник воспитания". Покровский доказывал, что успех всего последующего воспитания зависит от того, насколько правильно осуществлялось первоначальное развитие ребёнка, подчёркивал важность установления постоянных и тесных связей между педагогами и врачами в деле воспитания детей. Лучшей системой воспитания считал такую, при которой обращается одинаковое внимание на душевное и физическое развитие ребёнка. Выделял два фактора, влияющих на здоровье: наследственность и среду. Считал, что суетливая, напряжённая деятельность современного общества, вызываемая борьбой за материальные богатства, вредно отражается на подрастающем поколении. Ребёнок должен быть поставлен в благоприятные условия относительно воздуха, света, сна, движения, чтобы ничто не влияло отрицательно на его организм и, в особенности, на его нервную систему. В интересах сохранения здоровья детей Покровский обращал внимание родителей, педагогов и врачей на особенности формирования в детстве костной и мускульной систем, на влияние рационального питания и различных приёмов физического развития. Покровский отрицательно отзывался о немецкой и шведской гимнастиках. Заботясь о физическом развитии учащихся в школах, с особенной энергией пропагандировал подвижные игры на свежем воздухе, когда дети сами могут регулировать физическую нагрузку (что снижает число травм). Игры вносят в душу ребёнка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В отличие от гимнастики, в играх проявляется инициатива детей. Игры приучают ребёнка к дисциплине, согласованию своих желаний с желаниями других. В гимнастике и других подобных приёмах физического развития детей много искусственного, поэтому они подходят для занятий школьников исключительно старших возрастов. Особенно ценил Покровский народные подвижные игры, имеющие такое же важное образовательное значение, как фольклорная поэзия, сказки, загадки и др. Литература: Вирениус А. Воспоминания о докторе Е. А. Покровском // Образование. – 1896. – № 2; Деметеp Г. С. Доктор Е. А. Покровский – выдающийся деятель в области физического воспитания // Материалы докладов к XV научно-методической конференции по итогам работы за 1964 г. – Омск, 1965. И. В. Шадрина Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 162. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|